В соответствии с классической экономической теорией объем планируемых инвестиций функционально связан с величиной реальной процентной ставки: так, с ее понижением в результате роста предложения денег снижаются издержки на инвестиции, кредитные ресурсы, и предприятия начинают больше инвестировать. И наоборот, повышение ставки процента приводит к удорожанию инвестиций или, иными словами, к снижению их доходности и сокращению спроса на них. Общий спрос на инвестиционные ресурсы можно рассматривать как сумму всех инвестиционных решений (бизнес-проектов) предприятий и фирм национальной экономики.

Изменение спроса на инвестиции может происходить под действием всех факторов, способных повлиять на ожидаемую прибыль: ожидания предпринимателей, основанные на прогнозе будущей конъюнктуры рынка; уровень цен; изменения в экономической политике, прежде всего в фискальной; изменения в стоимости капитала и его обслуживания, топливно-энергетических ресурсов, а также факторы научно-технического прогресса.

Предложение инвестиций определяется процессом сбережения.

Что такое мультипликатор как экономическое явление?

Понятие «мультипликатор» введено в экономическую теорию в 1931 г. Р. Каном. Он обратил внимание на то, что затраты на общественные работы, организованные Рузвельтом для сокращения безработицы, привели к мультипликационному эффекту занятости, т.е. появлению вторичной, третичной занятости и т.д. В итоге первоначальные затраты привели к увеличению покупательной способности в других слоях населения.

Сущность мультипликатора уточнил Дж. М. Кейнс. По его мнению, происхождение этого эффекта обусловлено спецификой взаимосвязи между величиной располагаемого дохода и объемом потребления, а именно предельной склонностью к потреблению (MPQ). Последняя определяет поведение потребителей таким образом, что в случае сокращения реального дохода они снижают свое потребление в той же пропорции. Подобные действия потребителей усиливают последствия любого рода изменений величины плановых инвестиций. Мультипликатор может быть исчислен как коэффициент, отражающий зависимость изменения чистого национального продукта (ЧИП) от изменения инвестиций, или одновременно как величина, обратная предельной склонности к потреблению (MPS).