В соответствии с классической экономической теорией объем планируемых инвестиций функционально связан с величиной рльной процентной ставки: так, с ее понижением в результате роста предложения денег снижаются издержки на инвестиции, кредитные ресурсы, и предприятия начинают больше инвестировать. И наобот, повышение ставки процента приводит к удорожанию инвестий или, иными словами, к снижению их доходности и сокращию спроса на них. Общий спрос на инвестиционные ресурсы моо рассматривать как сумму всех инвестиционных решений (бизнес-проектов) предприятий и фирм национальной экономики.

Изменение спроса на инвестиции может происходить под действием всех факторов, способных повлиять на ожидаемую прибыль: ожидания предпринимателей, основанные на прогнозе будущей конъюнктуры рынка; уровень цен; изменения в эконической политике, прежде всего в фискальной; изменения в стоимости капитала и его обслуживания, топливно-энергетичких ресурсов, а также факторы научно-технического прогресса.

Предложение инвестиций определяется процессом сбережения.

Что такое мультипликатор как экономическое явление?

Понятие «мультипликатор» введено в экономическую теорию в 1931 г. Р. Каном. Он обратил внимание на то, что затраты на общественные работы, организованные Рузвельтом для сокращия безработицы, привели к мультипликационному эффекту зятости, т.е. появлению вторичной, третичной занятости и т.д. В итоге первоначальные затраты привели к увеличению покупельной способности в других слоях населения.

Сущность мультипликатора уточнил Дж. М. Кейнс. По его мнению, происхождение этого эффекта обусловлено спецификой взаимосвязи между величиной располагаемого дохода и объемом потребления, а именно предельной склонностью к потреблению (MPQ). Последняя определяет поведение потребителей таким оазом, что в случае сокращения реального дохода они снижают свое потребление в той же пропорции. Подобные действия потрителей усиливают последствия любого рода изменений величы плановых инвестиций. Мультипликатор может быть исчислен как коэффициент, отражающий зависимость изменения чистого национального продукта (ЧИП) от изменения инвестиций, или одновременно как величина, обратная предельной склонности к потреблению (MPS).