Европейский совет — высший политический орган ЕС, определяет политическую стратегию ЕС.
Совет министров является главным институтом принятия решений.
Комиссия ЕС (КЕС) — исполнительный наднациональный институт не только проводит в жизнь уже действующие законы, но и разрабатывает законодательство ЕС, управляет финансами ЕС.
Европейский парламент (ЕП) участвует в процессе выработки и принятия новых законов, контролирует работу КЕС, следит за расходованием финансовых средств, принятием и исполнением бюджета.
Европейский суд обеспечивает примат прав ЕС над национальным правом государств—членов ЕС, следит за единообразным толкованием законодательных актов ЕС и их исполнением, урегулирует противоречия в текущей практике деятельности ЕС.
Как протекают интеграционные процессы в сфере финансов?
Основой наднационального и межнационального финансового регулирования всех сторон деятельности ЕС является общий бюджет Евросоюза. В финансовый механизм ЕС включаются:
а) Европейский фонд ориентации и гарантирования сельского хозяйства — источник финансирования единой аграрной политики ЕС;
б) Европейский социальный фонд — источник финансирования программ по оказанию помощи депрессивным регионам, охваченным структурной безработицей;
в) Европейский фонд регионального развития — источник финансирования программ по выравниванию уровня экономического развития различных регионов Сообщества;
г) Европейский фонд развития — источник оказания помощи странам, проходящим начальный этап интеграции (ассоциированным членам ЕС);
д) Европейский инвестиционный банк — институт финансирования региональных программ по модернизации предприятий за счет долгосрочных кредитов и гарантий.
Каковы основные доходные и расходные статьи общего бюджета ЕС?
Доходная часть бюджета ЕС формируется за счет отчислений от налога на добавленную стоимость в размере 1,4% от национальных поступлений, таможенных пошлин, взимаемых при импорте в зону ЕС промышленных товаров из третьих стран, аграрных компенсационных сборов на импортируемую продукцию, отчислений из национальных бюджетов.
Расходная часть бюджета предназначается для проведения аграрной (на единую сельскохозяйственную политику ЕС приходится 48% бюджета Союза), региональной, социальной, научно-технической и промышленной политики стран ЕС, оказания помощи развивающимся странам, а также для покрытия административных расходов. В расходную часть бюджета включаются расходы основных бюджетных фондов ЕС.
Как происходит процесс гармонизации налогов в странах ЕС?
Процесс налоговой гармонизации предполагает применение в налогообложении одинаковых схем и постепенное сглаживание разницы в налоговых ставках. Во всех странах ЕС действует налог на добавленную стоимость и удельный вес НДС в общей сумме налогов составляет в Германии, Франции, Великобритании примерно одну и ту же величину - 17 — 18%. Однако колебания доли прямых налогов в бюджетах отдельных стран значительны: если поступления от налога на прибыль в Германии составляет 4,7%, то в Великобритании — 11%.
Каковы основные направления структурной политики ЕС?
Основными направлениями структурной политики ЕС являются структурная перестройка западно-европейского сельского хозяйства, деиндустриализация экономики ЕС на основе развития новых наукоемких технологий. Динамичное изменение структуры хозяйства на основе достижений науки и техники приводит к сокращению доли традиционных отраслей (текстильной, металлургической, угледобывающей), к закрытию предприятий базовых отраслей и возникновению депрессивных регионов с массовой безработицей. Это вызывает необходимость эффективного решения вопросов структурной перестройки экономики, повышения ее научно-технического потенциала.
Структурная политика проводится одновременно на двух уровнях: отраслевом и региональном.