Предложение — это совокупность товаров и услуг, которые находятся на рынке или могут быть доставлены на него. Предложение обозначается буквой S — от англ. supply. Иначе говоря, предложение — это желание и способность продавцов поставлять на рынок товары и услуги для продажи в зависимости от их цены. Объем предложения обычно увеличивается с ростом цены товара.
Какую зависимость выражает закон предложения?
Закон предложения устанавливает прямую зависимость величины предложения от цены. Он гласит, что при прочих равных условиях предложение растет с ростом цен. Прочие равные условия означают неизменность издержек производства и технологии производства данного товара. Предприятия не намерены поставлять товар, пока цена не перекроет затраты на его производство.
Какие факторы влияют на величину предложения?
Факторы, определяющие объем предложения товаров и услуг, принято делить на ценовые и неценовые.
Ценовой фактор — это цена на данный товар. Она влияет обычно на предложение прямо пропорционально. Прямая связь предложения и уровня цен объясняется действием закона убывающей производительности факторов производства. Изменение цен приводит к изменению объема предложения и иллюстрируется движением его вдоль постоянной кривой предложения от одной точки к другой. Это показывает, что производители хотят изготовить и предложить к продаже большее количество своего товара при высокой цене, чем при низкой. Для продавца цена — побудительный мотив и стимул к тому, чтобы производить и продавать свой товар на рынке.
Неценовые факторы — это другие причины, определяющие движение объема предложения, кроме цены на данный товар.
К неценовым факторам относят:
а) цены на ресурсы. Изменение стоимости любого из ресурсов, включая стоимость сырья, материалов, топлива или заработной платы, сдвигает кривую предложения. Если цена на такие ресурсы падает, то предприятия будут стремиться предложить больший объем выпуска при всех значениях цены. Это значит, что производитель при тех же материальных затратах приобретет больше сырья, материалов и т.д., а, следовательно, сможет увеличить масштабы своего производства. Кривая предложения сместится вправо. Если же цены на ресурсы повысятся, то кривая переместится влево;
б) технология производства. Под технологией понимается набор известных способов, приемов или методов производства товара или услуги. Любое усовершенствование технологии, создающее возможности для удешевления производства и сбыта продукции, приводит к увеличению предложения товара и сдвигает кривую предложения вправо. Если происходит удорожание производства, то кривая предложения сдвигается влево; |
в) налоги и дотации. Повышение налогов увеличивает издержки и сокращает производство — кривая смешается влево. При уменьшении налогов кривая предложения смещается вправо;
г) цены на другие товары или услуги. Высокие цены на товары-субституты заставляют производителей частично перепрофилировать свое дело, организовывать многоотраслевой бизнес. Например, если растут цены на мясо птицы, то производители говядины сокращают ее производство, а часть ресурсов переключают на производство птицы;
д) конкуренция. Чем больше фирм на рынке, тем больше предложение, и наоборот.