На эластичность спроса влияют:

а) наличие заменителей данного товара. Когда у товара имеея близкий продукт-субститут, то спрос на такой товар относельно более эластичный, так как покупатели легко могут переи на товары-заменители, если повышается цена на основной тар (например, кофе - чай);

б) значимость товара для потребителя. При этом спрос на тары первой необходимости неэластичен. В то же время, если тар не играет важной роли для потребителя, спрос на него обыо эластичен;

в) фактором эластичности является также удельный вес товара в доходе потребителя. Чем большее место занимает продукт в бюете потребителя, тем выше эластичность спроса на него (при прочих равных условиях);

г) временные рамки, в пределах которых принимается решение о покупке. Спрос на коротком промежутке менее эластичен, чем в длинных временных периодах. Это связано с медленной и постнной адаптацией как потребителей, так и производителей.

Чем характеризуется эластичность спроса по доходу?

Эластичность спроса по доходу рассчитывается следующим образом:

Е =  Изменение объема спроса в % / Изменение дохода в %

Числовое значение эластичности по доходам тесно связано с понятием нормальных товаров и товаров низшей категории. Для нормальных товаров повышение дохода вызывает рост спра. Поскольку в этом случае доход и спрос изменяются в одном направлении, эластичность спроса по доходу на нормальные тары положительна. Для товаров низшей категории увеличение дохода вызывает уменьшение спроса. Здесь доход и спрос измяются в противоположных направлениях, а значит, эластичность спроса по доходам на товары низшей категории отрицательна.

Товары первой необходимости не чувствительны к доходам, их потребление, как правило, не меняется в зависимости от роста или падения дохода. Они имеют эластичность по доходу меньше единицы. Предметы роскоши имеют эластичность спроса по доду больше единицы.

С чем связано понятие «перекрестная эластичность»?

Перекрестная эластичность связана с понятием товаров-сутитутов и товаров, взаимодополняющих друг друга.

Перекрестная эластичность спроса по цене может быть полительной, отрицательной и нулевой. Положительная форма свойственна взаимозаменяемым товарам, поскольку повышение цены на один товар (кофе) вызывает повышение спроса на дрой товар (чай).

Отрицательная форма перекрестной эластичности свойствеа взаимодополняемым товарам, ибо рост цен на один товар (бензин) вызывает уменьшение спроса на другой (смазочное мао). Поэтому товары являются взаимодополняемыми (комплектарными), когда перекрестная эластичность между ними отрицельная. Чем выше положительная перекрестная эластичность спроса по цене между любой парой товаров, тем легче покупати заменяют один товар другим.

Нулевая форма перекрестной эластичности характерна для таров, являющихся нейтральными по отношению друг к другу (лекарства и кофта).

Какую закономерность выражает эластичность предложения?

Эластичность предложения показывает связь между измениями в ценах на товар и объемах его предложения.

Эластичность предложения по цене представляет собой прентное изменение объема предложения товара, обусловленное однопроцентным изменением его цены при неизменности других факторов, влияющих на объем предложения. Чем более эластиым является предложение, тем чаще продавцы увеличивают обм выпускаемой ими продукции, используя тем самым преимества от увеличения цены, наращивая выпуск в ответ на ее рост.

Эластичность предложения рассчитывается по следующей формуле:

Процентное изменение объема предложения

Эластичность (Es) = Процентное изменение объема предложение/Процентное изменение цены.

Какую роль в определении величины эластичности предложения играет фактор времени?

Важным фактором, влияющим на эластичность предложения, является количество времени, имеющегося в распоряжении прзводителей для того, чтобы отреагировать на изменение цены товара. Чем протяженнее временной отрезок, которым располагт товаропроизводитель, тем больше возможности его приспосоения к изменению цены. Однако следует иметь в виду и фактор ограниченности ресурсов. Это значит, что абсолютно эластичное предложение может быть только в определенных временных раах, пока затраты производителя не меняются.