Спрос — это обобщающий термин, характеризующий поведение как фактических, так и потенциальных покупателей. Спрос представляет собой форму выражения потребности. Это — платежеспособная потребность, т.е. сумма денег, которую покупатели могут и намерены заплатить за нужные им товары и услуги.

Различают индивидуальный и совокупный спрос.

 Индивидуальный спрос представляет потребности покупателя, выраженные в денежной форме.

Совокупный спрос — платежеспособную потребность общества в целом, т.е. государства, предприятий (фирм) и населения.

Рыночный спрос определяется суммированием величин спроса, предлагаемых каждым потребителем при разных ценах. Таким образом, спрос — это желание и способность покупателей приобретать товары и услуги по определенным ценам. Это можно записать в виде формулы:

D = Р xQ,

где D — спрос (от англ. Demand — спрос);

Р— цена;

Q— количество товаров и услуг, реализованных по данным ценам.    i

Как определить объем спроса?

Объем (величина) спроса определяется по каждому отдельному товару и представляет то его количество, которое покупатели желают приобрести за некоторый промежуток времени (день, месяц, год и т.д.). Объем спроса зависит от цены данного товара и факторов, включающих цены других товаров, доходы потребителей, их вкусы и предпочтения и т.д.

Какую связь характеризует закон спроса?

Закон спроса характеризует обратную связь между величиной спроса и ценой товара. Он говорит, что при прочих равных условиях величина спроса находится в обратной зависимости от изменения цены единицы товара.

Обратная зависимость динамики спроса от уровня цен определяется тремя причинами: во-первых, снижение цен увеличивает число покупателей; во-вторых, снижение цен расширяет покупательную способность потребителей и, в-третьих, насыщение рынка приводит к снижению полезности дополнительной единицы продукта (демонстрация закона убывающей предельной полезности). Поэтому покупатели готовы приобретать дополнительную единицу товара только по более низким ценам. Более низкая цена позволяет покупателям приобретать еще большее количество товара, а потребителям, которые раньше не могли себе позволить покупку, начать приобретать этот товар.