Спрос — это обобщающий термин, характеризующий поведение как фактических, так и потенциальных покупателей. Спрос представляет собой форму выражения потребности. Это — платежеспособная потребность, т.е. сумма денег, которую покупатели могут и намерены заплатить за нужные им товары и услуги.
Различают индивидуальный и совокупный спрос.
Индивидуальный спрос представляет потребности покупателя, выраженные в денежной форме.
Совокупный спрос — платежеспособную потребность общества в целом, т.е. государства, предприятий (фирм) и населения.
Рыночный спрос определяется суммированием величин спроса, предлагаемых каждым потребителем при разных ценах. Таким образом, спрос — это желание и способность покупателей приобретать товары и услуги по определенным ценам. Это можно записать в виде формулы:
D = Р xQ,
где D — спрос (от англ. Demand — спрос);
Р— цена;
Q— количество товаров и услуг, реализованных по данным ценам. i
Как определить объем спроса?
Объем (величина) спроса определяется по каждому отдельному товару и представляет то его количество, которое покупатели желают приобрести за некоторый промежуток времени (день, месяц, год и т.д.). Объем спроса зависит от цены данного товара и факторов, включающих цены других товаров, доходы потребителей, их вкусы и предпочтения и т.д.