Решение проблем охраны окружающей среды в Калининградской области первейшее условие успеха в решении всех социально-экономических проблем эксклавного региона. Все природоохранные мероприятия, оптимизация ландшафтов, развитие системы охраняемых территорий и акваторий должны быть тесно связаны друг с другом. В настоящее время в регионе проведено эколого-градостроительное зонирование с учетом необходимости развития пригородных районов, выделены зоны эко-логического равновесия между природными процессами и хозяйственной деятельностью, а также буферные зоны, которые играют важную роль в природоохранных мероприятиях.

Проведены необходимые работы, связанные с технологическими и техническими решениями по очистке и утилизации отходов для таких городов, как Калининград, Балтийск, Советск, Светлогорско-Зеленоградская курортная зона. Имеются также организационно- технические планы по выносу загрязняющих производств за пределы поселков, развития санитарно-гигиенических зон вокруг промузлов, ТЭЦ, ГЭС и др. К великому сожалению, отсутствие финансирования не позволило до сих пор реализовать эти важные природоохранные меры.

Тем более, что проблемой межгосударственного значения, которая должна решаться при самом активном участии России, является проблема экологии Балтийского моря. Общий сброс канализационных стоков в Балтийское море составляет 253 куб. метров в год, из них почти три четверти сбрасываются неочищенными. Имеющиеся в области очистные сооружения работают с двукратной перегрузкой. Основными городами области, сбрасывающими неочищенные стоки, являются Калининград, Советск, Неман, Черняховск, Гусев, Балтийск, Гвардейск и Мамоново, а также города и поселки, расположенные по побережью Балтийского моря с численностью населения от 5 до 7 тыс. человек.

Через канализационную систему областного центра ежесуточно сбрасывается около 400 тыс. куб. метров сточных вод. До 35 тыс. куб. метров стоков в сутки из-за перегрузки канализационных сетей периодически сбрасываются без какой-либо очистки через постоянно действующие открываемые аварийные выпуски в р. Преголю и другие водоемы. Органические загрязнения сточных вод, сбрасываемых в р. Преголю, превышают ПДК в 65 раз. Прекращение сброса неочищенных промышленных и коммунальных стоков в Балтийское море предусмотрено международными обязательствами Российской Федерации (Конвенция по защите морской среды района Балтийского моря 1974 и 1992 гг., Декларация 1988 г.). Невыполнение международных обязательств может привести к штрафным санкциям и соответственно к значительным финансовым потерям Российской Федерации.

В регионе утверждена Государственная программа охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов области на 1991 1995 гг. и на период до 2000 года, где предусматривалось централизованное выделение государственных капитальных вложений и финансирование на строительство очистных сооружений, сокращение выбросов в атмосферу загрязняющих веществ, сокращение водопотребления за счет оборотной и рационально используемой воды, комплексное использование земель, лесовосстановление, охрану и воспроизводство редких диких животных и другие важные природоохранные мероприятия. Однако в условиях приватизации предприятий и перехода к рыночным отношениям планирование природоохранной деятельности стало практически невозможным.

Сегодня большинство муниципальных образований вынуждены решать экологические вопросы самостоятельно. В результате состояние окружающей среды, качество воздуха, поверхностных вод в отдельных городах с развитой промышленностью неудовлетворительны. Большинство водных систем, расположенных в городах и крупных поселениях, утрачивают способность к самоочищению.

Одна из важных задач по сокращению загрязнения водного бассейна это ввод в действие в Калининграде общегородской очистительной системы с полной биологической очисткой мощностью 462,5 тыс. куб. метров в сутки. Однако из-за отсутствия систематического финансирования этот важнейший объект до сих пор не введен в эксплуатацию.

Серьезной проблемой остается и разрушение береговой полосы в районе городов-курортов российского значения Светлогорска и Зеленоградска. Под угрозой обрушения в море находится ряд саноторно-курортных учреждений. В оползневой зоне располагается детский ортопедический санаторий, в котором проходят лечение дети всей Северо-Западной и Центральной части России. Вызывает тревогу и состояние водоочистной системы Светлогорска и Зеленоградска, которая приходит в негодность из-за отсутствия финансирования на ремонтные и восстановительные работы. Аналогичная ситуация сложилась на большинстве локальных очистных сооружений крупных промышленных предприятий Калининграда. Кроме того, в регионе до сих пор нет надежных способов утилизации твердых фракций стоков.

Большие работы предстоит провести по защите подземных водоносных горизонтов. Для этого необходимо восстановить большинство эксплуатировавшихся скважин и определить режимную сеть наблюдения за качеством источников водоснабжения.

Уменьшение загрязнения воздушной среды в городах и населенных пунктах требует последовательной газификации промышленности, внедрения эффективных пылегазоулавливающих установок снижение энергоемкости и материалоемкости предприятий.

В регионе более 6 тысяч гектаров земельных угодий выведены из оборота из-за карьеров, свалок, размещения воинских объектов; 3,5 тысяч гектаров из-за торфоразработок. В то же время доля рекультивируемых земель незначительна.

Следует отметить, что стартовая экологическая ситуация, ее изменение в перспективе определяются совокупностью разнородных факторов природного технологического и экономического характера. Для эксклавного региона очень важно в кризисных условиях развития экономики определить особо охраняемые территории и объекты, а также зоны чрезвычайных экологических ситуаций. На этих вопросах, на наш взгляд, следует остановиться более подробно.

В научной литературе существуют разные подходы к зонам чрезвычайных экологических ситуаций и особо охраняемым территориям и объектам Калининградской области. Мы придерживаемся точки зрения ученых Калининградского госуниверситета, которые при разработке различных программы, в том числе по развитию курортно- рекреационного комплекса, предложили оригинальный охраняемый каркас территорий региона.