counter?id=2204607;js=na Социально-экономическое развитие Калининградской области
logo

Во исполнение постановления правительства РФ в 1993-1996 гг. были решены вопросы предоставления квот на экспорт добываемой в области нефти в целях решения социально-экономических проблем. Открыто представительство Министерства иностранных дел в Калининграде. В 1992-1993 гг. объединению «Калининградрыбпром» предоставлялся льготный долгосрочный кредит на укрепление материально-технической базы подведомственных предприятий сроком на два года в размере 92 и 500 млн. рублей соответственно. Заключены необходимые межправительственные соглашения с Литовской республикой о принципах сотрудничества и условиях взаимоотношений в области транспорта, международных автомобильном и железнодорожном сообщениях, порядке взаимных поездок граждан России и Литвы, условиях поставки электроэнергии и газа. Министерством транспорта РФ в 1992 г. выделены централизованные капитальные вложения на проведение работ по расширению аэропорта Калининграда, включая реконструкцию склада ГСМ и сооружение мест стоянки самолетов. Однако объемы финансирования были незначительны - 36 млн. рублей. В 1993 г. лимит капиталовложений, выделенный в объеме 700 млн. рублей, профинансирован лишь наполовину; в 1994 г. из намеченных 2,8 млрд. рублей фактически получено только 0,3 млрд. рублей. В 1995-1996 гг. централизованное финансирование объектов аэропорта не предусматривалось вовсе. Не решены проблемы развития в области топливно-энергетического комплекса. Сорвано выполнение задания о вводе в эксплуатацию в 1996 году первого блока ТЭЦ-2 и подземного хранилища природного газа. Выделенные на эти цели в 1992-1995 гг. средства из федеральных источников позволили освоить лишь 4% сметной стоимости объектов. На протяжении 1992-1996 гг. не предусматривалось выделение средств из федеральных источников на реконструкцию ГРЭС-2 , развитие сельской энергетики и закупку для нее оборудования, изготавливаемого за рубежом.

Из года в год не выполнялось задание по финансированию централизованных капвложений, предусматриваемых на развитие социальной инфраструктуры (здравоохранение, образование, коммунальное хозяйство, строительство жилья для учителей и других категорий граждан). В 1993-1995 гг. на эти цели выделен лимит госкапвложений в объеме 114 млрд. рублей (в ценах соответствующих лет). Фактически профинансировано 37,7 млрд. рублей, т.е. всего 33 процента. Не обеспечено поручение правительства предусматривать при формировании инвестиционных программ выделение централизованных капиталовложений и ассигнований на их финансирование для развития производства местных строительных материалов. Средства на эти цели в 1993-1996 гг. не выделялись.

Не выполнено задание по завершению в 1993-1995 гг. строительства объединенных очистительных систем Калининграда, Советска, Немана. За указанный период было выделено 55,7 млрд. рублей, причем профинансированы они были только на 58%. Все намеченные сроки ввода из-за недостатка средств сорваны. Обязательство России прекратить с 1996 года сброс неочищенных сточных вод в бассейн Балтийского моря, принятое в соответствии с международной конвенцией, не выполнено. Из 17 поручений, заданий, определенных постановлением правительства РФ за 1993-1996 гг., выполнено всего 6 поручений.

В декабре 1992 года принимается очередной Указ Президента РФ по вопросам функционирования СЭЗ. Указом освобождаются от обложения таможенной пошлиной товары, произведенные в Калининградской области и экспортируемые из нее, а также товары, импортируемые в область для внутреннего потребления. При этом экспорт рыбы, рыбопродуктов, нефти и продуктов переработки нефти, янтаря осуществляется по лицензиям в объеме установленных квот (приложение № 2 к Постановлению Президента РФ «О лицензировании и квотировании экспорта и импорта товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации» № 854 от 06.11.1992г.). Товары, ввозимые из других регионов РФ в область для внутреннего потребления, освобождаются от обложения экспортной пошлиной. Администрация области должна была предотвратить незаконный вывоз этих товаров за пределы Российской Федерации. Товары, ввезенные в область из других государств и поставляемые затем с ее территории в другие регионы России, подлежат обложению импортной пошлиной. Государственному таможенному комитету поручалось совместно с администрацией „области разработать правила определения происхождения товаров, вывозимых из области. В соответствии с Указом Президента РФ были признаны утратившими силу таможенные льготы, в том числе и по товарам, ввозимым из других регионов России в область для внутреннего потребления.

Проблемы социально-экономического развития Калининградской области в феврале и августе 1993 года дважды рассматривались на совещаниях у заместителей Председателя Совета Министров - Правительства Российской Федерации Г.С. Хйжи и С.М. Шахрая. В частности, обсуждались вопросы введения региональной доплаты (коэффициента) к заработной плате на территории Калининградского региона, компенсации предприятиям рыбохозяйственного комплекса пятидесяти процентов расходов на приобретение топливно-энергетических ресурсов , проведения расчетов с Литвой за поставляемую ею электроэнергию области газом по «бартеру», строительства второй линии магистрального газопровода через территории Белоруссии и Польской республики, оказания финансовой поддержки конверсионным предприятиям области, разработки программы развития области... Главным разработчиком программы развития был определен центральный научно-исследовательский экономический институт (ЦНИЭИ) при Минэкономики РФ.

В декабре 1993 г. Президент РФ принимает Указ «О социально- экономическом развитии Калининградской области». В указе находят подтверждение основные вопросы, содержащиеся в Положении о свободной экономической зоне в Калининградской области, утвержденном Постановлением Совета Министров РСФСР «О первоочередных мерах по развитию свободных экономических зон в Калининградской и Читинской областях» № 497 от 25.09.1991 г. В соответствии с указом предусматривалось предоставление области инвестиционного налогового кредита на осуществление региональных программ сроком на 10 лет, выделение субвенций на 10 лет. Созданным после 1 января 1992 года на территории области предприятиям (в том числе с иностранными инвестициями), относящимся к сфере материального производства, предоставлялся налоговый кредит на прибыль на 4 - 5 лет. Льгота по налогу на прибыль распространялась на предприятия, созданные на базе ликвидированных (реорганизованных) предприятий, их филиалов и других структурных подразделений. Для предприятия сферы материального производства, в том числе с иностранными инвестициями, ставка налога на прибыль снизилась на 50% от общего объема производства. Товары, производимые в области и экспортируемые с ее территории, а также товары, импортируемые в область для внутриотраслевого потребления, освобождались от вывозных (ввозных) пошлин и налога на добавленную стоимость сроком на 10 лет. Товары, импортируемые в область, в случае последующей поставки их в другие регионы России подлежали обложению ввозной пошлины и налогом на добавленную стоимость.

Однако, несмотря на принятие указа, ряд его положений в последующие годы не выполнялся. Инвестиционный налоговый кредит, субвенции для реализации региональных программ социально-экономического развития не предоставлялись. Часть положений указа была не реализована, так как предприятия не смогли поставить на экспорт не менее 50% от общего объема производства.

Во исполнение Указа Президента РФ № 2117 от 07.12.93 принимается соответствующее постановление правительства РФ . Постановлением правительства РФ, так же как и ранее принятыми указами Президента РФ, предусматривалось выделение инвестиционных налоговых кредитов, централизованных капитальных вложений на строительство предприятий агропромышленного комплекса, субвенций и дотаций на развитие автомобильных дорог общего пользования, разработку федеральной программы развития Калининградского региона. Ряду министерств поручались определить на 1994 г. объемы поставки добываемой в области нефти для переработки ее вне таможенной территории России, подготовить долгосрочную программу развития рыбной отрасли, утвердить технико-экономическое обоснование развития аэропорта Калининграда с учетом придания ему статуса международного. Впервые поставлен вопрос о возможности использования автомобильной транспортной трассы Гусев - Голдап - Сувалки - Гродно (в обход территории Литвы через территорию Польши и Белоруссии) в качестве альтернативного транзитного пути.

Во исполнение постановления правительства РФ в 1995 году для осуществления программ социально-экономического развития области была предоставлена бюджетная ссуда в объеме 200 млрд. рублей сроком на пять лет. Однако многие правительственные задания не выполнены. Не выполнено задание правительства о выделении в 1994-1995 гг. централизованных капвложений на строительство предприятий АПК области. Так, в 1994 году лимит капвложений составил 13,8 млрд. рублей, что составило четверть необходимых средств. В 1995 году профинансировано всего лишь 5,9 млрд. рублей капвложений. На развитие автомобильных дорог в 1994-1995 гг. было выделено 39 млрд. рублей, что значительно меньше потребности. Всего из 12 конкретных пунктов постановления правительства выполнено только 5.

Президент РФ в мае 1995 года поручает правительству предоставить главе администрации области право (по согласованию с МИДом России) вести переговоры и заключать в пределах своих полномочий соглашения с административно-территориальными образованиями, а также министерствами и ведомствами иностранных государств; осуществлять мероприятия по приоритетному социально- экономическому развитию области на основе целевых федеральных, межрегиональных и региональных программ; разработать комплекс мер по экономической интеграции области с другими субъектами России, федеральную программу обустройства военнослужащих в области; обеспечить ввод в эксплуатацию автомобильной и железнодорожной паромных переправ между портами Калининград и Санкт- Петербург (Выборг); подготовить проект федерального закона о Калининградской области и договор между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти области. Впервые в указе определена цель разработки комплекса мер по социально-экономической защите местных товаропроизводителей сельскохозяйственной продукции.

Согласно указу автомобильная переправа между портами Калининград и Санкт-Петербург с использованием паромов «Сахалин» была введена в июне 1995 года (по временной схеме). Однако эксплуатация этого комплекса из-за отсутствия на первом этапе конкретных государственных мер по уменьшению тарифов и привлечению грузопотоков была прервана. Паромы переведены для перевозки автотранспорта и контейнерных грузов из портов Германии. Для обеспечения работы паромной переправы в автомобильном варианте необходимо было решить вопрос о выделении из госбюджета средств на обустройство береговых терминалов в Калининграде в размере 8,7 млрд. рублей, в Выборге - 21,3 млрд. рублей и для формирования льготной тарифной политики - 6 млрд. рублей. Исследования института «ЛенморНИИпроект» показал нецелесообразность использования морально устаревших железнодорожных паромов «Сахалин» по железнодорожной переправе. Всего из 13 поручений указа Президента РФ было выполнено только 7.

Авторами проведен анализ выполнения принятых в 19924995 гг. указов Президента и постановлений правительства РФ в части выделения централизованных капитальных вложений, освоения и их финансирования на различных объектах хозяйственного комплекса и социальной сферы области. В результате установлено, что лимиты составляли 482,3 млрд. рублей, освоено - 332,2 млрд. рублей, а профинансировано - 228,7 млрд. рублей. Из 42 заданий (поручений) фактически было выполнено 16. При этом многие поручения носили характер рекомендаций и не имели четких сроков реализации, исполнения.

В ноябре и декабре 1995 года правительством принимается решение о создании Правительственной комиссии по координации работ, связанных с жизнеобеспечением и развитием Калининградской области. Основная цель создания Правительственной комиссии - повышение эффективности и координации работы по осуществлению федеральной политики в отношении Калининградской области. Председателем комиссии был утвержден А.А. Большаков, заместитель правительства РФ. В состав комиссии входили руководители 20 министерств и ведомств, глава администрации области и командующий Калининградской группой пограничных войск России. На заседании комиссии 9 апреля 1996 года рассматривались итоги выполнения принятых решений федерального центра за 1994-1995 гг. по проблемам Калининградской области. Было отмечено, что ряд поручений не выполняются по различным причинам. Минфину РФ поручалось рассмотреть вопрос о возможности выделения области налогового кредита в объеме 150 миллиардов рублей для завершения строительства жизненно важных объектов на территории области.

В начале 1996 года подписывается договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти Калининградской области, а также Соглашение между правительством РФ и администрацией Калининградской области о разграничении полномочий в сфере образования, науки и культуры, в области обеспечения законности, правопорядка и общественной безопасности на территории Калининградской области.

В январе 1996 года принимается федеральный закон «Об Особой экономической зоне в Калининградской области». Законом предусмотрено создание благоприятных условий для социально- экономического развития области, а ОЭЗ развивать на основе федеральной государственной программы. Функции администраций ОЭЗ выполняет администрация области. Территория ОЭЗ располагается на территории всей области, кроме отдельных объектов.

Законом четко определена инвестиционная и предпринимательская деятельность. Государственную регистрацию юридических лиц и предпринимателей осуществляют органы юстиции области. Представительства и филиалы иностранных юридических лиц открываются по разрешению администрации области которая также проводит лицензирование предпринимательской деятельности, заключает договора по привлечению инвестиций; осуществляет передачу в аренду Российским и иностранным предпринимателям имущества областной собственности и аренду земли (без права выкупа).

Кроме того, в законе определены таможенное регулирование, налогообложение и банковская деятельность, международные отношения и порядок въезда, выезда, жительства, пребывания граждан в Калининградской области.

Кроме закона «Об Особой экономической зоне в Калининградской области» Президентом РФ в феврале, мае и августе 1996 год подписываются еще три указа . Действие указов № 191 и 641 было приостановлено указом № 1208. Этим же указом от 18 августа 1996 года также приостанавливалось решение Правительственной комиссии по выделению Калининградской области 150 млрд. рублей налогового кредита для завершения строительства важнейших объектов.

Контакты

По всем вопросам писать на почту.

contact Mail.ru

adress Россия, г.Калининград.

О сайте

Литература для общего развития и познания известного и не неизвестного.