К концу восьмидесятых годов в бывшем СССР становится весьма популярной идея «регионального хозрасчета», основным смыслом которой являлось более «справедливое» распределение доходов между областями, краями, республиками, с одной стороны, и федеральным центром - с другой. Во взаимоотношениях между центром и республиками господствуют две полярные точки зрения: «сильный центр - сильные республики» и «сильные республики - сильный центр».
В 1989 году руководство Калининградской области также приступило к разработке концепции перехода области на принципы самоуправления и самофинансирования. Параллельно осуществлялась и подготовка постановления Совета Министров РСФСР по вопросам социально-экономического развития области за счет централизованных федеральных ресурсов.
Концепция регионального хозрасчета Калининградской области была утверждена облисполком в начале 1990 г. . В апреле 1990 г. принимается Постановление Совета Министров РСФСР «О мерах по обеспечению дальнейшего экономического и социального развития Калининградской области в 1990-1995 гг.». Продолжались работы и по обоснованию необходимости развития области в рамках концепции специальной экономической зоны . Калининградский облисполком обратился в Верховный Совет РСФСР с предложением о создании в регионе особой экономической зоны. Такие же предложения поступили в Верховный Совет РСФСР и от ряда других регионов Российской Федерации. В результате Верховный Совет РСФСР своим специальным постановлением объявил Калининградскую область, наряду с Ленинградом, Выборгом, Приморским краем, Сахалинской и Читинской областями, зоной свободного предпринимательства. Совету Министров РСФСР поручалось разработать в двухмесячный срок и представить на рассмотрение Верховного Совета РСФСР проект постановления о правовом статусе зон свободного предпринимательства, определить порядок деятельности предприятий и организаций, налоговый и инвестиционный режимы передвижения капиталов, товаров и услуг, регулирование трудовых отношений, условия социальной защиты работников. Создание зон свободного предпринимательства предполагалось осуществить и на других территориях Российской Федерации.
В июне 1991 г. Председателем Верховного Совета РСФСР принимается распоряжение «О хозяйственно-правовом статусе свободной экономической зоны в Калининградской области» . В соответствии с распоряжением, Калининградской области, за исключением районов территории области, связанных с обеспечением обороны страны, предоставлялся статус свободной экономической зоны (СЭЗ «Янтарь») с льготным налоговым и таможенным режимом, упрощенным порядком осуществления экспортно-импортных операций и создания советских, иностранных и совместных предприятий. Кроме того, с учетом бюджетного законодательства РСФСР области предполагалось предоставлять в течение пяти лет налоговый кредит на конкретных коммерческо-договорных условиях. Совету Министров РСФСР предписывалось в двухнедельный срок утвердить Положение о свободной экономической зоне «Янтарь».
Постановление Совета Министров РСФСР поручало Министерству финансов РСФСР совместно с Калининградским облисполкомом в месячный срок внести предложения о порядке предоставления в течение пяти лет налогового кредита на коммерческо-договорных условиях. Калининградский облисполком обязан был в месячный срок представить также проект положения о Комитете по развитию СЭЗ «Янтарь». Постановлением было утверждено Положение о свободной экономической зоне в Калининградской области (СЭЗ «Янтарь»). Положение определяло правовые основы хозяйственной деятельности в свободной экономической зоне.
- Цели создания СЭЗ «Янтарь»: ускорение решения задач социально-экономического развития; повышение жизненного уровня населения на основе развития торгово-экономического и научно- технического сотрудничества с зарубежными странами; обеспечение благоприятных условий для привлечения иностранного капитала; развитие производства экспортной и импортной продукции, транс-континентального транзита.
- Территория СЭЗ «Янтарь» - в рамках административных границ области с прилегающими к ней районами континентального шельфа и экономической зоны СССР (кроме районов территории области, связанных с обеспечением обороны страны).
- Инвестиционная деятельность. Предприятия, создаваемые в СЭЗ «Янтарь» с участием иностранных инвестиций в размере до 75 млн. рублей, а также учреждаемые в СЭЗ «Янтарь» филиалы, отделения и представительства предприятий, регистрируются Комитетом по развитию СЭЗ «Янтарь». Иностранным инвесторам гарантируется право перевода за границу полученной ими иностранной валюты после уплаты налогов, предоставляются дополнительные гарантии в виде залога имущества Калининградской области.
- Внешнеэкономическая деятельность. Экспорт произведенных на территории СЭЗ «Янтарь» товаров, а также импорт товаров на территорию СЭЗ «Янтарь» не подлежат квотированию и лицензированию, за исключением видов товаров, перечень которых определяется законодательством РСФСР. Товар считается произведенным в СЭЗ «Янтарь», если величина добавленной стоимости его обработки на территории СЭЗ составляет не менее 30 процентов. В исключительных случаях на товары, производимые в СЭЗ «Янтарь», могут устанавливаться экспортные квоты решением Калининградского областного Совета народных депутатов. Экспортируемые товары, произведенные на территории СЭЗ «Янтарь», и импортируемые товары, используемые для производства продукции или реализации на территории СЭЗ, освобождаются в установленном порядке от уплаты таможенной пошлины. Экспорт и импорт товаров через территорию СЭЗ в пределах РСФСР осуществляется без предоставления каких-либо таможенных льгот и преференций.
- Финансирование и налоговые льготы. Предоставление области в течение пяти лет налогового кредита на коммерческо-договорных условиях. Финансирование развития объектов социальной и производственной инфрастуктуры может осуществляться за счет бюджетных ссуд, предоставляемых на льготных условиях. Налог на прибыль предприятий-резидентов СЭЗ «Янтарь» в течение первых пяти лет функционирования СЭЗ «Янтарь» не может превышать 30 %. Для расположенных в СЭЗ «Янтарь» предприятий с иностранными инвестициями в размере 30% и более и для предприятий-резидентов СЭЗ «Янтарь» с объемом экспорта не менее 30% годового объема производства устанавливаются следующие налоговые льготы:
- - налог на прибыль в размере не более 16 %, за исключением части прибыли, переводимой за границу;
- - часть прибыли, реинвестируемой предприятиями-резидентами в развитие производства, социальной сферы и инфраструктуры СЭЗ «Янтарь», освобождается от налогообложения;
- - освобождение от уплаты налога на прибыль и на переводимую за границу часть прибыли на срок до пяти лет после получения объявленной прибыли;
- - в первые пять лет функционирования СЭЗ «Янтарь» валютная выручка, полученная предприятиями-резидентами без иностранных инвестиций и предприятий с иностранными инвестициями в размере не менее 30%, остается в их полном распоряжении, за исключением 10%, подлежащих обязательной продаже в фонд развития СЭЗ «Янтарь», и 10% - в фонд социальной защиты населения.
- В СЭЗ «Янтарь» действует упрощенный порядок въезда, пребывания и выезда иностранных граждан.
По нашему мнению, Положение о свободной экономической зоне в Калининградской области (СЭЗ «Янтарь») явилось первым и основополагающим нормативным актом, регулирующим режим функционирования свободной экономической зоны. В последующие годы вносились (за редким исключением) лишь незначительные изменения в правовые основы хозяйственной деятельности СЭЗ «Янтарь».
В соответствии с Указом Президента РФ «О некоторых мерах по развитию свободных экономических зон (СЭЗ) на территории Российской Федерации» - бюджетные кредиты, предоставляемые органам управления СЭЗ, направляются на финансирование приоритет-ных объектов инфраструктуры зон; часть средств от приватизации, подлежащих перечислению в федеральный бюджет, расходуется на формирование фондов развития, залоговых и страховых фондов СЭЗ. Правовой режим и условия хозяйственной деятельности иностранных инвесторов и предприятий с иностранными инвестициями, включая порядок их налогообложения, на территории СЭЗ до принятия Закона РФ «О свободных экономических зонах в Российской Федерации» определяются Законом РФ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» и положением о СЭЗ. Положения о СЭЗ должны были приведены в трехмесячный срок в соответствие с данным указом. Таким образом, ранее установленный порядок (Положение о СЭЗ № 497 от 25.09.1991 г.) деятельности иностранных инвесторов, по сути, был отменен, а закон РФ «О свободных экономических зонах в Российской Федерации » не принят до сих пор.
В августе 1992 года правительство РФ принимает специальное постановление по вопросам социально-экономического развития области. Согласно постановлению, при формировании инвестиционной программы и бюджетной системы на 1993-1995 гг. предусматривались лимиты централизованных капитальных вложений и ассигнования на их финансирование для развития социальной инфраструктуры, производства строительных материалов, строительства и реконструкции водоочистительных сооружений промышленных предприятий и проведения берегозащитных и противооползневых работ; выделение ежегодно в 1992-1993 гг. государственных централизованных капвложений на развитие агропромышленного комплекса в объеме не менее 150 млн. рублей (в ценах на 1 января 1992 г.). Министерству топлива и энергетики поручалось осуществить финансирование за счет средств внебюджетного инвестиционного фонда строительства ТЭЦ-2 с использованием в качестве основного топлива природного газа мощностью 540 МВт с вводом в эксплуатацию первого блока в 1996 году, реконструкции ГРЭС-2, сооружения подземного хранилища природного газа с вводом его в эксплуатацию в 1996 году. Министерствам транспорта, путей сообщения с участием Министерства экономики поручалось разработать в 1996 году генеральную схему развития транспортно-дорожного комплекса области. Министерство промышленности обязывалось разработать и осуществить мероприятия по переводу на экологически безопасные технологии производства предприятий целлюлозно-бумажной промышленности, завершить в 1993-1995 гг. строительство объединенных очистных систем Калининграда, Советска и Немана. Намечались также следующие основные мероприятия: выделение льготного долгосрочного кредита ГПО «Калининградрыбпром» для укрепления материально-технической базы; использование свободных причальных линий военно-морской базы в Балтийске; разработка комплексной программы развития санаторно-курортных учреждений, учреждений отдыха и туризма на территории области; открытие представительства Министерства иностранных дел в Калининграде; заключение специальных соглашений с министерствами, ведомствами Литвы, предусмотренных Соглашением между РСФСР и Литовской республикой о сотрудничестве в экономическом и социально-культурном развитии Калининградской области РСФСР от 29 июля 1991 года.