Материально-производственные запасы при непрерывном технологическом процессе необходимо постоянно пополнять за счет поставок со стороны организаций-поставщиков на основании заключенных договоров.
Договора заключаются между покупателем и продавцом в соответствии с ГК РФ (§ 3 ст. 506).
Оперативный учет выполнения договорных обязательств у организации-получателя осуществляется управлением (отделом) снабжения. Менеджер (снабженец) проводит сверку документов на поставленный материал с условиями ранее заключенных договоров. Учет расчетов с поставщиками товарно-материальных ценностей ведется на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Так как данный счет является пассивным, то кредитовое сальдо свидетельствует о кредиторской задолженности перед поставщиками, а дебетовое сальдо — о суммах оплат в счет будущих поставок. Учет расчетов с поставщиками ведется в журнале-ордере № 6, который является комбинированным регистром бухгалтерского учета. Аналитический учет в данном журнале осуществляется в разрезе каждого платежного документа, приходного ордера или другого первичного документа.
Счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» корреспондируется не только на суммы исполнения обязательств по оплате счетов, но и на суммы авансовых платежей, которые учитываются обособленно. Журнал-ордер № 6 ведется линейно-позиционным методом, и это дает возможность анализировать состояние расчетов с поставщиками по каждому платежному документу. Наряду со справочными данными по номеру платежного поручения, наименования поставщика, его регистрационного номера, в журнале-ордере № 6 указывается номер приходного документа склада, стоимость материалов.
С кредита счета 60 в дебет счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» (субсчет «Расчеты по претензиям») списываются предъявленные суммы претензий к поставщикам по выявленным недостачам и другим нарушениям хозяйственных договоров. Оплата каждого платежного документа сверяется ежедневно с банковской выпиской.
Поставки, по которым товарно-материальные ценности поступили в организацию без соответствующих документов, считаются неотфактурованными. Эти поставки оприходуются с выпиской приемного акта, поступающего при реестре материалов в бухгалтерию. Здесь материалы оцениваются по акту по учетным ценам с соответствующей записью в журнале-ордере № 6 как материальные ценности, поступившие на склад (запись делается в конце месяца, если не поступят документы от поставщика).
В следующем месяце при поступлении платежных и других документов на указанные материалы акцептуется счет и оплачивается в банке. В зависимости от принятой организацией учетной политики могут быть использованы счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и счет 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей».
При расчетах с поставщиками за полученные товарно-материальные ценности могут быть выявлены недостачи или излишки фактически поступившего количества материалов по сравнению с документами поставщика. В этом случае создается комиссия и составляется акт по форме М-7. Излишки приходуются в оценке по учетным ценам или по отпускным ценам поставщика, а затем записываются в журнале-ордере № 6 отдельной строкой аналогично неотфактурованным поставкам.
При выявлении недостач материалов, полученных от поставщиков, бухгалтерия рассчитывает их фактическую стоимость и направляет претензии к организациям-поставщикам. При расчете сумм учитывается железнодорожный тариф пропорционально массе недостачи (если груз доставлялся железной дорогой).