counter?id=2204607;js=na Учет выбытия объектов основных средств
logo

Под выбытием объектов основных средств подразумевают про­дажу (реализацию), списание в случае морального и (или) физи­ческого износа, передачу в виде вклада в уставный капитал дру­гих организаций, списание объектов при чрезвычайных ситуаци­ях, передачу их по договору мены, договору дарения, выбытие по другим причинам.

При принятии организацией решения о продаже (реализации) объектов основных средств другим организациям или физическим лицам необходимо определить сумму их остаточной стоимости путем исчисления разницы между рыночной ценой и суммой на­численной амортизации за время эксплуатации этих объектов ос­новных средств.

Выбытие основных средств в результате их продажи или пере­дачи сторонним организациям оформляется договором, актом (накладной), на основании которых в бухгалтерии делаются соот­ветствующие записи в регистрах учета. Выручка от продаж прини­мается к бухгалтерскому учету в сумме, согласованной сторонами по заключенному договору. Для учета выбытия объектов основных средств (продажи, списания, частичной ликвидации и т.п.) к сче­ту 01 «Основные средства» организации могут открывать отдель­ный субсчет «Выбытие основных средств». В дебет этого субсчета переносится стоимость выбывающего объекта основных средств, а в кредит — сумма накопленной амортизации. По окончании про­цедуры выбытия остаточная стоимость объекта списывается со счета 01 «Основные средства» на счет 91 «Прочие доходы и расходы».

Расходы, связанные с продажей, выбытием и прочим списа­нием основных средств, аккумулируются на счете 23 «Вспомога­тельные производства» и затем списываются на счет 91 «Прочие доходы и расходы».

Финансовый результат выявляется на счете 91 «Прочие доходы и расходы» и списывается на счет 99 «Прибыли и убытки»:

  • прибыль: дебет счета 91 и кредит счета 99;
  • убыток: дебет счета 99 и кредит счета 91.
  • Финансовый результат учитывается в составе операционных
  • доходов и расходов.

Для определения целесообразности и пригодности объектов основных средств к дальнейшему использованию, невозможно­сти и неэффективности их восстановления, а также для оформле­ния документации на списание указанных объектов в организа­ции (при достаточно большом количестве объектов) приказом руководителя может быть создана постоянно действующая комис­сия в составе: главный бухгалтер, специалисты инженерных служб, должностные лица, отвечающие за сохранность основных средств. Для участия в работе комиссии могут приглашаться представите­ли государственных инспекций по техническому надзору. Функ­ции комиссии:

  • осмотр объекта, подлежащего списанию, с использованием технической документации, сведений бухгалтерского учета и уста­новление причин непригодности объекта к восстановлению и даль­нейшему использованию;
  • определение целесообразности и правомерности списания;
  • выявление лиц, по вине которых произошло преждевременное выбытие объектов основных средств из эксплуатации, внесение предложений о привлечении этих лиц к ответственности согласно действующему законодательству (если подтвержден такой факт);
  • определение возможности использования отдельных деталей, материалов или узлов для ремонта других объектов в организации;
  • осуществление контроля за изъятием драгоценных и цветных металлов из списываемых объектов основных средств;
  • составление акта на списание основных средств по форме № ОС-4, другие функции.

Пример. Списание объекта основных средств по причине его морального износа.

Комиссия определила к списанию агрегат, стоимость которого по балансу 60 000 р. Затраты по разборке агрегата: заработная пла­та слесарям вспомогательных производств — 8400 р., единый со­циальный налог — 2990 р.

Оприходованы запасные части, годные для ремонта другого оборудования, на сумму 2900 р.

Начисленная сумма амортизации за весь срок эксплуатации составила 52 500 р. Металлолом после разборки агрегата сдан пред­приятию по переработке вторичного лома на сумму 3000 р. Деньги получены на расчетный счет организации.

Бухгалтерские проводки:

  1. Списан агрегат согласно акту комиссии по балансовой сто­имости 60 000 р. (дебет счета 01 «Основные средства», субсчет «Выбытие основных средств», кредит счета 01 «Основные сред­ства»),
  2. Списана сумма начисленной амортизации 52 500 р. (дебет счета 02 «Амортизация основных средств», кредит счета 01 «Основные средства», субсчет «Выбытие основных средств»).
  3. Выявлена и списана остаточная стоимость агрегата 60 000 - - 52 500 = 7500 р. (дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы», кредит счета 01 «Основные средства», субсчет «Выбытие основ­ных средств»),
  4. Списаны расходы по разборке агрегата 8400 + 2990 = 11 390 р. (дебет счета 91, кредит счета 23 «Вспомогательные производства»),
  5. Оприходованы запасные части, годные для ремонта других объектов, 2900 р. (дебет счета 10 «Материалы», субсчет 10-5 «За­пасные части», кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы»),
  6. Металлолом сдан специализированной организации по пере­работке лома на сумму 3000 р. (дебет счета 51 «Расчетные счета», кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы»),
  7. Выявлен финансовый результат от списания агрегата.

Хозяйственная операция

Дебет, р.

Хозяйственная операция

Кредит, р.

  1. Остаточная стоимость
  2. Расходы по разборке агрегата

7500 1 1 390

  1. Оприходованы запас­ные части
  2. Получены деньги от сдачи лома

2900 3000

Итого

18 890

Итого

5900

3. Убыток от списания

12 990

Всего

18 890

Всего

18 890

Остаток

0

Остаток

0

Убыток от списания агрегата 18 890 - 5900 = 12 990 р. отнесен на счет 99 «Прибыли и убытки» следующей проводкой: дебет счета 99 «Прибыли и убытки», кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы». Доходы, расходы и потери от списания с бухгалтерского ба­ланса объектов основных средств отражаются в учете в том отчет­ном периоде, к которому они относятся.

Контакты

По всем вопросам писать на почту.

contact Mail.ru

adress Россия, г.Калининград.

О сайте

Литература для общего развития и познания известного и не неизвестного.