Под выбытием объектов основных средств подразумевают продажу (реализацию), списание в случае морального и (или) физического износа, передачу в виде вклада в уставный капитал других организаций, списание объектов при чрезвычайных ситуациях, передачу их по договору мены, договору дарения, выбытие по другим причинам.
При принятии организацией решения о продаже (реализации) объектов основных средств другим организациям или физическим лицам необходимо определить сумму их остаточной стоимости путем исчисления разницы между рыночной ценой и суммой начисленной амортизации за время эксплуатации этих объектов основных средств.
Выбытие основных средств в результате их продажи или передачи сторонним организациям оформляется договором, актом (накладной), на основании которых в бухгалтерии делаются соответствующие записи в регистрах учета. Выручка от продаж принимается к бухгалтерскому учету в сумме, согласованной сторонами по заключенному договору. Для учета выбытия объектов основных средств (продажи, списания, частичной ликвидации и т.п.) к счету 01 «Основные средства» организации могут открывать отдельный субсчет «Выбытие основных средств». В дебет этого субсчета переносится стоимость выбывающего объекта основных средств, а в кредит — сумма накопленной амортизации. По окончании процедуры выбытия остаточная стоимость объекта списывается со счета 01 «Основные средства» на счет 91 «Прочие доходы и расходы».
Расходы, связанные с продажей, выбытием и прочим списанием основных средств, аккумулируются на счете 23 «Вспомогательные производства» и затем списываются на счет 91 «Прочие доходы и расходы».
Финансовый результат выявляется на счете 91 «Прочие доходы и расходы» и списывается на счет 99 «Прибыли и убытки»:
- прибыль: дебет счета 91 и кредит счета 99;
- убыток: дебет счета 99 и кредит счета 91.
- Финансовый результат учитывается в составе операционных
- доходов и расходов.
Для определения целесообразности и пригодности объектов основных средств к дальнейшему использованию, невозможности и неэффективности их восстановления, а также для оформления документации на списание указанных объектов в организации (при достаточно большом количестве объектов) приказом руководителя может быть создана постоянно действующая комиссия в составе: главный бухгалтер, специалисты инженерных служб, должностные лица, отвечающие за сохранность основных средств. Для участия в работе комиссии могут приглашаться представители государственных инспекций по техническому надзору. Функции комиссии:
- осмотр объекта, подлежащего списанию, с использованием технической документации, сведений бухгалтерского учета и установление причин непригодности объекта к восстановлению и дальнейшему использованию;
- определение целесообразности и правомерности списания;
- выявление лиц, по вине которых произошло преждевременное выбытие объектов основных средств из эксплуатации, внесение предложений о привлечении этих лиц к ответственности согласно действующему законодательству (если подтвержден такой факт);
- определение возможности использования отдельных деталей, материалов или узлов для ремонта других объектов в организации;
- осуществление контроля за изъятием драгоценных и цветных металлов из списываемых объектов основных средств;
- составление акта на списание основных средств по форме № ОС-4, другие функции.
Пример. Списание объекта основных средств по причине его морального износа.
Комиссия определила к списанию агрегат, стоимость которого по балансу 60 000 р. Затраты по разборке агрегата: заработная плата слесарям вспомогательных производств — 8400 р., единый социальный налог — 2990 р.
Оприходованы запасные части, годные для ремонта другого оборудования, на сумму 2900 р.
Начисленная сумма амортизации за весь срок эксплуатации составила 52 500 р. Металлолом после разборки агрегата сдан предприятию по переработке вторичного лома на сумму 3000 р. Деньги получены на расчетный счет организации.
Бухгалтерские проводки:
- Списан агрегат согласно акту комиссии по балансовой стоимости 60 000 р. (дебет счета 01 «Основные средства», субсчет «Выбытие основных средств», кредит счета 01 «Основные средства»),
- Списана сумма начисленной амортизации 52 500 р. (дебет счета 02 «Амортизация основных средств», кредит счета 01 «Основные средства», субсчет «Выбытие основных средств»).
- Выявлена и списана остаточная стоимость агрегата 60 000 - - 52 500 = 7500 р. (дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы», кредит счета 01 «Основные средства», субсчет «Выбытие основных средств»),
- Списаны расходы по разборке агрегата 8400 + 2990 = 11 390 р. (дебет счета 91, кредит счета 23 «Вспомогательные производства»),
- Оприходованы запасные части, годные для ремонта других объектов, 2900 р. (дебет счета 10 «Материалы», субсчет 10-5 «Запасные части», кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы»),
- Металлолом сдан специализированной организации по переработке лома на сумму 3000 р. (дебет счета 51 «Расчетные счета», кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы»),
- Выявлен финансовый результат от списания агрегата.
Хозяйственная операция |
Дебет, р. |
Хозяйственная операция |
Кредит, р. |
|
7500 1 1 390 |
|
2900 3000 |
Итого |
18 890 |
Итого |
5900 |
3. Убыток от списания |
12 990 |
||
Всего |
18 890 |
Всего |
18 890 |
Остаток |
0 |
Остаток |
0 |
Убыток от списания агрегата 18 890 - 5900 = 12 990 р. отнесен на счет 99 «Прибыли и убытки» следующей проводкой: дебет счета 99 «Прибыли и убытки», кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы». Доходы, расходы и потери от списания с бухгалтерского баланса объектов основных средств отражаются в учете в том отчетном периоде, к которому они относятся.