logo
logo

Особенности расчетов с покупателями и заказчиками, поставщиками и подрядчиками

Расчеты представляют экономическую категорию, включаю­щую систему денежных отношений между организациями по то­варным и нетоварным операциям на условиях равноправного парт­нерства и взаимной выгоды.

К товарным операциям можно отнести куплю-продажу товарно - материальных ценностей, выполнение работ, оказание услуг и т.п.

Товарные расчетные операции могут вестись в двух формах:

  • денежной;
  • неденежной (бартерные сделки (расчеты)).

Все товарные операции учитываются на счетах 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».

Нетоварные операции представляют денежные расчеты с учеб­ными заведениями, научно-исследовательскими институтами, с жилищно-коммунальными организациями по квартплате, расче­ты по претензиям и др.

Нетоварные операции учитываются на счете 76 «Расчеты с раз­ными дебиторами и кредиторами».

К нетоварным операциям можно отнести с определенной до­лей условности следующие операции:

  • кредиты и займы;
  • расчеты с филиалами, представительствами, дочерними организациями;
  • расчеты с работниками по прочим операциям;
  • расчеты с бюджетами всех уровней и внебюджетными фонда­ми по налогам, сборам и платежам.

К счету 60 могут открываться субсчета:

  • поставщики и подрядчики по акцептованным платежным документам, срок оплаты которых не наступил;
  • поставщики и подрядчики по неоплаченным в срок платеж­ным документам;
  • поставщики по неотфактурованным поставкам;
  • авансы и предоплаты поставщикам и подрядчикам;
  • векселя выданные, срок оплаты которых не наступил;
  • векселя просроченные.

Аналитический учет по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» ведется по каждому предъявленному счету, а рас­четов в порядке плановых платежей — по каждому поставщику и подрядчику.

Счет 60 кредитуется на стоимость принимаемых к учету товар­но-материальных ценностей или счетов учета соответствующих за­трат, согласно расчетным документам поставщика. За услуги по до­ставке этих ценностей, а также по переработке материалов сторон­ними организациями записи по кредиту счета 60 выполняются в корреспонденции со счетами учета производственных запасов, то­варов, затрат на производство и т.п. При учете неотфактурованных поставок счет 60 кредитуется на стоимость поступивших ценно­стей, определенную из цены и условий, оговоренных договором.

Дебетуется счет 60 на суммы исполнения обязательств, вклю­чая авансы и предварительную оплату в корреспонденции со сче­тами учета денежных средств и других. Суммы выданных авансов и предварительной оплаты учитываются обособленно.

Суммы задолженности поставщикам и подрядчикам, обеспе­ченные выданными организацией векселями, не списываются со счета 60, а учитываются обособленно в аналитическом учете.

Расчеты с покупателями и заказчиками учитываются на счете 62, который дебетуется со счетами 90 «Продажи» и 91 «Прочие доходы и расходы» на суммы, оговоренные в предъявленных счетах.

Кредитуется счет 60 «Расчеты с покупателями и заказчиками» в корреспонденции со счетами учета денежных средств. При этом суммы полученных авансов и предварительной оплаты учитыва­ются обособленно.

Если покупатель выдал организации в счет оплаты собствен­ный вексель, то его следует отразить на субсчете «Векселя полу­ченные» счета 62 по номиналу. Разница между суммой, указанной в векселе, и суммой задолженности относится на субсчет «Про­чие доходы» счета 91 «Прочие доходы и расходы».

Пример. Организация ООО «Мегаполис-3» реализовала свой товар на сумму 236 тыс. р. (в том числе НДС 36 тыс. р.) и получила за него вексель организации-покупателя на 265 тыс. р.

Отразить данные операции в учете ООО «Мегаполис-3».

Решение:

1. Отражение в учете продажи товара на сумму 236 тыс. р.:

дебет счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», суб­счет «Расчеты с покупателями»;

кредит счета 90 «Продажи», субсчет «Выручка».

2. Выделение НДС с суммы продажи, 36 тыс. р.:

дебет счета 90, субсчет «Налог на добавленную стоимость»;

кредит счета 68, субсчет «Расчеты по налогу на добавленную стоимость».

3. Отражение в учете полученного собственного векселя от по­купателя на сумму 265 тыс. р.:

дебет счета 62, субсчет «Векселя полученные»;

кредит счета 62, субсчет «Расчеты с покупателями».

4. Учет разницы между суммой, указанной в векселе, и величи­ной задолженности счета 265 - 236 = 29 тыс. р.:

дебет счета 62, субсчет «Расчеты с покупателями»;

кредит счета 91, субсчет «Прочие доходы».

Аналитический учет по счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» ведется по каждому предъявленному покупателем счету, а при расчетах плановыми платежами — по каждому поку­пателю и заказчику.

Учет расчетов с покупателями и заказчиками в рамках группы взаимосвязанных организаций, о деятельности которой составля­ется сводная бухгалтерская отчетность, ведется обособленно на счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».

krendel