С 1999 г. вступила в действие общая часть Налогового кодекса, которая регламентирует порядок установления налогов, определения облагаемой базы, правила взаимоотношений между организациями и налоговыми органами, права и обязанности каждой из сторон налоговых отношений.

Система налогов и сборов за последние годы претерпела большие изменения в сторону снижения налогового бремени организаций и резкого снижения налогов и сборов местного значения.

Действующая система налогов и сборов представляет совокупность федеральных, региональных и местных налогов и сборов. В составе федеральных налогов: НДС, акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья, налоги на прибыль организаций и на доходы физических лиц, взносы в государственные социальные внебюджетные фонды, государственная и таможенная пошлины, таможенные сборы и др. В составе региональных — налоги на имущество организаций, дорожный и транспортный, на игорный бизнес и др.

На местном уровне остались налоги: земельный, на имущество физических лиц, на рекламу, на наследование и дарение, местные лицензионные сборы.

Налог — индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

Сбор — обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации возложена обязанность уплачивать, соответственно, налоги и (или) сборы.

Объектами налогообложения могут являться операции по реализации товаров, имущество, доход, прибыль, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога.

Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения. Например, у НДС объектом налогообложения признается:

  • реализация товаров (работ, услуг);
  • передача на территории России товаров для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету при исчислении налога на прибыль организаций;
  • выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;
  • ввоз товаров на таможенную территорию страны.

Сумму налога или сбора налогоплательщик исчисляет самостоятельно согласно соответствующим налоговой базе, налоговой ставке, налоговым льготам за налоговый период.

Федеральным законом от 22 июля 2005 г. № 119-ФЗ «О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах» внесены изменения, касающиеся порядка исчисления и уплаты НДС. В частности, этим законом установлен только один метод определения налоговой базы по НДС — «по отгрузке».

Налог или сбор уплачивается платежным поручением разовой суммой.

Особенности учета налогов и сборов, порядок их исчисления и перечисления в бюджеты всех уровней отражаются в системе налогового и бухгалтерского учета организации и регулируются учетной политикой согласно действующему законодательству.