Общим признаком конкретных форм совместного предпринимательства является необходимость согласовывать экономические интересы всех участников такого рода связей, поскольку в основе партнерства лежит конфликтная ситуация несостыковки их позиций, и в этом смысле важное значение приобретают особые территории на уровне регионов (свободные экономические зоны, налоговые гавани и оффшорные зоны).
Специфика территорий, обычно называемых свободными зонами (в настоящее время в мире их насчитывается около 400), определяется в первую очередь их региональными особенностями. Если государство при создании такого рода экономического образования недостаточно учитывает региональную специфику, выдвигая на первый план только общенациональные интересы, свободная зона либо вообще не станет развиваться, либо приобретет латентную роль, и результаты ее функционирования будут в значительной степени отличаться от запланированных.
В России региональная специфика создаваемых свободных зон представлена достаточно четко. Свободная экономическая зона «Янтарь» в Калининградской области максимально отвечает основному признаку свободной таможенной зоны: таможенный режим не рас-пространяется на товары, произведенные в этом регионе, и на товары, потребляемые на его территории. В Калмыкии льготами пользуются только те компании, которые не используют ее сырьевые и природные ресурсы - налицо отраслевая направленность. Под определение свободной производственной зоны ближе всего подпадает эколого- экономический регион «Алтай», где налоговыми льготами пользуются предприятия приоритетных отраслей и инвестирующие в их развитие.
Организационные структуры региональной экономики отражают устойчивые к различным преобразованиям системы региональной экономики и взаимоотношения между элементами этой системы.
Основными типами организационных структур являются:
- линейные;
- линейно-штабные;
- функциональные;
- функционально-линейные;
- программно-целевые;
- матричные.
Особенностью наиболее простых организационных структур - линейных, линейно-штабных, функциональных - является их принадлежность к различным сферам экономики на микроуровне, что характерно для подразделений с небольшим объемом выполняемых работ.
Особенностью организационных структур более высокого порядка является формирование этих структур (функционально-линейных, программно-целевых, матричных) на уровне микроэкономических звеньев со средним и большим объемом работы, а также в сфере макроэкономики (на уровне региона и страны в целом). Их отличительным признаком является синтез управленческих функций: по вертикали - по сферам деятельности, по горизонтали - на основе разработки программ соотнесения целей и ресурсов на уровне линейных звеньев.
На Западе революция в управлении на уровне отдельных пред-приятий, заключающаяся в переходе от административно-централизованных к финансовым методам управления, продолжается уже 40 лет, в России же она только началась. В определенном смысле выбор между линейно-функциональной и дивизиональной структурами - это выбор между административно-централизованным управлением и управлением с выделением хозрасчетных центров. Дивизиональные структуры, в свою очередь, делятся в зависимости от степени децентрализации на следующие виды объединений:
- концерн;
- консорциум;
- промышленные и коммерческие группы;
- финансово-промышленные группы;
- синдикат;
- картель;
- холдинг.