Концерн использует все компоненты менеджмента - структуры, экономику, финансовые и человеческие ресурсы, маркетинг, бизнес-планирование, учет, организацию и логистику. Консорциум отличается от концерна временным характером объединения. Предприятия, объединенные в коммерческую или промышленную группу, характеризуются общим линейным управлением и, как правило, связаны в рамках общего производственного и технологического цикла. Финансово-промышленные группы управляются методами и средствами финансовых институтов и обычно принадлежат им через систему участия. Синдикат предполагает общую структуру маркетинга и связанное с ним общее бизнес-планирование, картель - просто координацию бизнес-планов. В случае образования холдинга центрами ответственности становятся юридические лица, управляемые через систему финансового участия.
Организационные структуры на уровне региона существуют в различных сферах деятельности (производственной, торговой, финансовой и т.д.) и при различных формах собственности (государственной, частной, смешанной и т.д.). Однако для полноценного финансирования региональной экономики особое значение приобретает развитие финансовой сферы, так как именно она, с одной стороны, является как бы «передаточным механизмом» между сферой материального производства и сферой государственного управления в условиях рынка, а с другой - сама испытывает на себе влияние фискальной государственной политики и колебаний деловой активности в сфере материального производства. И в этом контексте создание и функционирование организационных структур финансового рынка вызывает вполне оправданный интерес.
Отличительной особенностью этих структур является то, что в основном эти структуры высокого порядка (как правило, матричные) и то, что характер их деятельности является уно- или полифункциональным. Необходимость создания матричных организационных структур в финансовой сфере объясняется прежде всего потребностя-ми освоения провинциального финансового рынка и создания на дан-ной территории региона с целью привлечения незадействованных средств вкладчиков.
Уно-, полифункциональный характер деятельности организационных структур финансового рынка вызван прежде всего тем, что в социалистической монобанковской системе другие финансовые посредники не существовали и их создание в регионах требуют много времени и усилий. Уже существующие небанковские финансовые посредники в лице частных инвестиционных фондоь свою задачу не выполняют, а потому вызывают мало доверия. Однако опыт функционирования стран развитой экономики доказывает необходимость создания организационных структур как банковских, так и небанковских сфер (финансовых посредников).
Преимущества столичных банков перед региональными, обусловливающих отток региональных финансовых ресурсов и их концентрацию в крупных центрах, заключаются в первую очередь в их финансовой мощи и более легком доступе на рынок государственных казначейских обязательств. В то же время уменьшение доходности ГКО заметно сокращает преимущества столичных кредитных организаций. Кроме того, для ряда стран, в частности, в настоящее время и для России, характерно более равномерное географическое распределение природных и промышленных ресурсов, чем финансовых потоков. Это приводит к созданию избыточного предложения на столич-ном рынке финансовых ресурсов и их оттоку в регионы. В регионах же при кредитовании и инвестировании средств определенные преимущества получают местные банки, что обусловлено лучшим знанием местной клиентуры, близостью органов управления банка и кредитуемых организаций, большей оперативностью принятия решений, чем в филиалах иногородних банков. На практике это может привести к тому, что столичный банк дает кредит региональному, а тот, в свою очередь, кредитует предприятия региона. Таким образом, региональная банковская система получает возможность вернуть часть финансовых ресурсов, устремившихся в свое время в центр.
Стержнем эффективной региональной стратегии столичных банков может быть заключение с местными администрациями специальных соглашений о долгосрочном партнерстве и экономическом сотрудничестве. Банки получают в этом случае серьезную поддержку на местах, а регионы - возможность получения современных технологий по использованию бюджетных счетов, оптимизации финансовых потоков и контролю за движением средств, льготных кредитов на развитие социальной сферы и производства. Кредиты, предоставляемые на льготных условиях местным администрациям для решения региональных социальных проблем, рассматриваются в данном случае как рисковые стартовые вложения капитала, позволяющие стабилизировать обстановку в регионе, куда будут сделаны последующие кредитные вложения, включая инвестиции.