Вполне закономерно поставить вопрос: нужно ли разрабатывать сценарии и варианты развития для эксклавного региона, или он может и должен развиваться как обычный среднестатистический регион России? Если внимательно проанализировать ситуацию по развитию экономики региона после 1992 года, то становится очевидным, что развиваться в «самостоятельном режиме» она не может, и, более того, любой из сценариев, который предусматривает хотя бы малейшую изолированность региона от России, на наш взгляд, заведомо бесперспективен. В этом нас убеждают всевозможные предложения по развитию Калининградского региона, которые выдвигались в недавнем прошлом. К наиболее известным сценариям можно отнести:
- Сохранение области как субъекта Российской Федерации в ее нынешнем статусе.
- Повышение статуса области за счет преобразования ее в республику в составе России или предоставления дополнительных полномочий региональным органам власти.
- Переселение в область российских немцев и преобразование в Балтийскую республику в составе России.
- Передача области Польше и (или) Литве.
- Возврат области Германии.
- Воссоздание Восточной Пруссии.
- Установление над областью кондоминиума.
- Превращение области в четвертое независимое государство Балтии (наряду с Литвой, Латвией и Эстонией).
Варианты сценариев с третьего по восьмой нами не рассматриваются, так как они абсолютно нереальны и являются лишь плодом «больного» воображения некоторых политиков.
С начала 90-х годов по настоящее время основой при разработке концепции стратегического развития области были две идеи. Первая идея - повышение экономической и политической самостоятельности региона, расширение полномочий органов государственной власти области. Вторая - федеральный центр обязан значительно больше выделять финансовых ресурсов для решения не только проблем уровня федерации, но и сугубо местных, региональных. Идея повышения экономической самостоятельности проявлялась в различных формах: региональный хозрасчет, самоокупаемость и самофинансирование, повышение статуса области, создание режима особой экономической зоны на территории всей области, а в последнее время, кроме того, создание и локальных свободных зон в пределах особой экономической зоны. Установки на получение значительных финансовых ресурсов из федерального центра отражались в принятии различных указов, постановлений, программ социально-экономического развития региона. Сформулировать коротко такой подход можно так: «Дайте свободу и дайте денег». При этом чем больше свободы и больше финансовых ресурсов, тем лучше органы государственной власти области смогут решать проблемы социально-экономического развития и обеспечить надежный суверенитет Российской Федерации на территории области.
В качестве основных моделей развития области рассматриваются две крайние и несовместимые модели: «форпоста» и «моста». Модель «форпоста» на официальном уровне активно поддерживалась С.М. Шахраем. По мнению С.М. Шахрая, приоритет должен быть отдан военно-стратегическим интересам перед экономическими и придать области статус федеральной территории.