Одним из главных противоречий развития Калининградского региона является несоответствие реформирования экономики и нового геополитического положения региона, унаследованным структурам производства и экономической специализации. Резкое удорожание энергоносителей, проблемы транзита и таможенных пошлин, а также нерегулируемые налоговые процессы сделали неэффективными и привели к банкротству многие производства, созданные ранее в рамках единого народнохозяйственного комплекса. Для приведения рыночных структур эксклавного региона в соответствие с реформированием экономики и новыми геополитическими условиями необходимо:

1. Единство общегосударственных политико-экономических интересов федерального центра и эксклавной территории. Четкая регламентация прав и ответственности федерального центра и региона на период проведения экономических преобразований в стране; государственное регулирование процессов формирования и функционирования регионального рынка и создание разветвленной рыночной инфраструктуры общероссийского назначения в регионе; оптимальное определение прав федерального центра и региона на местные природные ресурсы. Не решив эти важные стратегические задачи, нельзя говорить о взаимном согласованном подходе к общему развитию экономики Российской Федерации и определению ее позиций к эксклавной территории.

2. В качестве второго стратегического направления в области реформирования и функционирования региональной экономики следует считать интенсивное проведение структурной перестройки народнохозяйственного комплекса эксклавного региона. Это предполагает необходимость единой федеральной программы социально- экономического развития территории, содержащей в себе разносторонние исследования структуры и объема потребностей внутреннего и внешнего рынка, реальной оценки использования научно- технического потенциала, производственного потенциала, степень вовлечения в материальную сферу трудовых ресурсов региона, а также состояние качества жизненного стандарта населения эксклава. Последнее должно стать государственным критерием в общем контексте программы социальной защиты населения на период создания эффективного механизма реализации федерального закона «Об Особой экономической зоне в Калининградской области»

В связи с этим необходимо решить следующую стратегическую задачу: обеспечить развитие приоритетных отраслей региона, увязав процесс приватизации и структурной перестройки отраслей в единое целое, включая регулирование процессов свертывания низкорентабельных производств (санация, перепрофилирование, ликвидация, консервация и т.д.).

В целях создания благоприятного инвестиционного климата следует также решить стратегическую проблему неприкосновенности и возвратности иностранных вложений.

3. Создать в регионе разветвленную рыночную инфраструктуру, поддерживать и развивать малое предпринимательство. Практика убедительно свидетельствует о том, что в условиях эксклавности ведущая роль в создании негосударственного сектора принадлежит вновь образованным и формируемым коммерческим структурам, в том числе предприятиям малого бизнеса, именно эти структуры изначально приучены брать на себя риск и работать в соответствии с новыми требованиями к эффективности.

Практическая же реализация этой важной стратегической задачи возможна в том случае, если будет создана адекватная институциональная рыночная инфраструктура. По сугубо предварительным расчетам, при создании благоприятных условий и интенсивном развитии малое предпринимательство может стать в ближайшее время доминирующим, способствуя при этом выходу экономики из кризиса.

Вместе с тем реальное воплощение такой стратегической задачи возможно лишь на основе всестороннего учета хода экономических реформ в регионе; государственного регулирования социально- экономического развития региона; согласованной бюджетной политики и восстановления единого экономического пространства.

4. При взаимодействии федерального центра и региона исходить из факта, что в современной России сложилось глубинное размещение экспортного производства. Фактор близкого соседства с зарубежными странами не играл до последнего времени заметной роли в развитии внешних связей. Это было обусловлено товарной структурой экспорта, где преобладали топливо, сырье, материалы. В связи с этим главную внешнеэкономическую функцию Калининградского эксклава как приграничного региона мы видим сегодня в обеспечении прохождения грузопотоков из глубинных областей России и поставки импорта в противоположном направлении.

Перечень проблем, с которыми эксклавный регион России столкнулся в процессе перехода к рыночным отношениям, можно продолжить и дальше. Ясно лишь одно. Без четкого определения стратегического выбора невозможно реанимировать экономику эксклавной территории и России в целом.

Авторы глубоко убеждены в том, что последующий ход политико-экономических преобразований в России заставит органы государственного управления кардинальным образом пересмотреть свой подход к самому западному региону.