Чрезвычайно упрощенной выглядит и модель «моста», согласно которой благодаря только своему выгодному географическому расположению область может легко стать связующим звеном между Востоком и Западом. По поводу «моста» много было публикаций и предложений. Однако, наиболее трезво оценивает эту ситуацию профессор, заслуженный деятель науки РФ Г.М. Федоров. «Было бы удивительно, - пишет Г.М. Федоров, - если бы оказалось возможным создать некий островок благополучия в стране, переживающей тяжкий экономический, политический и социальный кризис. Как только в стране в целом будут созданы нормальные условия экономического развития, стабильная законодательная база, как только начнется это самое развитие, так сразу Калининградская область станет одним из его флагманов».
Авторы полностью разделяют это утверждение. По нашему мнению, сколь-нибудь реалистическая концепция развития любого региона Российской Федерации, в том числе и Калининградской области, может быть разработана лишь в том случае, если она базируется на следующих двух фундаментальных принципах. Первый принцип - учет общего состояния экономики России и характера экономической политики, которую проводит центральное правительство. Второй - учет имеющегося потенциала развития региона, структуры хозяйственного комплекса, места и роли региона в Российской Федерации. Стратегические направления развития области не могут быть разработаны без учета интересов области, пограничных государств, а также Белоруссии. Тем более, народное хозяйство эксклавного региона развивалось в тесной взаимосвязи с другими регионами Российской Федерации и республиками бывшего СССР.
Рассматривая стратегические задачи развития эксклавного региона, нельзя не коснуться достаточно сложного положения, складывающегося в вопросах строительства трансбалтийской автомагистрали «Виа Балтика». Скоростная дорога протяженностью около 1000 километров соединит Хельсинки с Варшавой через Таллин, Ригу, Каунас. Это могло бы значительно повысить роль Калининградской области как международного транспортного узла, однако в директивной схеме предусматривается прокладка автомагистрали в обход территории российского эксклава. На наш взгляд, для включения региона в проект «Виа Балтика» имеются объективные предпосылки, и необходимо приложить все усилия для решения этой актуальной внешнеполитической задачи.
Ее важность обусловлена также и тем, что после распада СССР и образования очагов военно-политических конфликтов прежние трассы, связывавшие Европу и Азию, оказались неспособными выполнять свои функции. В первую очередь выпало «Балтийское звено»: порты Балтии, связанные железнодорожными артериями с портами бывшего СССР на Черном, Каспийском морях и на Тихом океане. Коммуникации Калининградской области оказались отрезанными от некогда единой общегосударственной транспортно-экономической системы Латвией, Литвой и Белоруссией. Трансконтинентальные транзитные трассы (связи) Европы и Азии; транссибирские магистрали и Балтийские порты; транскавказский маршрут (Россия - Закавказье - Турция - Иран), южный сектор транзита (Европа - Балканы - Ближний Восток - Южная Азия); «Север - Юг» - железнодорожно-водные артерии (Каспий - Волга - Скандинавия), так называемое «Большое водное кольцо Европы». Трансконтинентальные перевозки по указанным маршрутам, кроме маршрута «Север - Юг», по многим экономическим и политическим причинам стали невыгодны и небезопасны.
В 1992-1995 годах подписаны российско-иранские торгово- экономические соглашения, которые повысили интерес к варианту трансконтинентальных связей «Север - Юг». В соответствии с российко-ирано-туркменским соглашением (1995 г.) создается пул морских, речных портов и судов этих стран. Сотрудничество североевропейских стран и финансово-промышленных групп России в сфере транспорта предусмотрено межправительственными соглашениями, а также программой межгосударственного освоения ресурсов европейской Арктики. По экономико-географическим, политическим причинам северо-европейским и ближневосточным странам выгодно развивать взаимные связи транзитом через Россию. Северо-западные области России становятся «эпицентром» евроазиатского транзита «Север - Юг».
Таким образом, формируется новый евроазиатский транспортный коридор, пересекающий с севера на юг территории северо-запада России, Центральноевропейского региона России, Поволжья, а также Ирана и бассейна Каспийского моря. Транспортный коридор проходит по территории 14 субъектов Российской Федерации, где проживает около 60 млн. человек. Существующее положение и стремление соседних стран (Литвы, Латвии и Эстонии) направить грузопотоки на свои территории ставят перед российским государством главную стратегическую задачу - развитие Калининградского транспортного узла - крупнейшего в Европе Западно-Российского международного транспортного комплекса.
Вопросы стратегического направления социально-экономического развития Калининградского региона тесно связаны со структурными изменениями в основных отраслях хозяйства. Остановимся на этой проблеме более подробно.
В Калининградской области за прошедшие годы был создан мощный рыбохозяйственный комплекс общероссийского значения. До недавнего времени область являлась третьим (после Дальнего Востока и Европейского Севера) районом по объему вылова рыбы, морепродуктов и продукции их переработки. Объективными предпосылками для этого были устойчивая потребность населения России в пищевой рыбопродукции, исключительно благоприятное географическое положение, близость к богатым промысловым районам Атлантического океана, а также к густонаселенным районам Центральной России и наличие незамерзающих портов.
В настоящее время рыбопромышленный комплекс Калининградской области, испытывающий огромные финансовые трудности, перестал выполнять функции общефедерального значения. Главные проблемы связаны с «распылением» основных производственных фондов предприятий комплекса, переориентацией с обеспечения внутренних потребностей страны в рыбной продукции на экспорт.
Сложная ситуация складывается и в сельском хозяйстве региона. По природно-климатическим условиям Калининградская область относится к зоне избыточного увлажнения, поэтому эффективное сельскохозяйственное производство на ее землях невозможно без проведения комплекса мелиоративных мероприятий. Сокращение за последние годы в несколько раз объема работ по реконструкции водохозяйственных систем и их эксплуатации из-за отсутствия финансирования стало одной из причин резкого спада сельскохозяйственного производства в области.
В отношении развития курортно-рекреационного комплекса региона можно отметить, что для Калининградской области в настоящее время характерна такая же неблагоприятная ситуация с обеспечением населения санаторно-курортными услугами, как и в целом для России. В то же время природно-климатические условия Калининградской области (морской климат, прекрасные песчаные пляжи, лечебные грязи, минеральные воды) на фоне сокращения доступности и привлекательности многих бывших курортов СССР благоприятствуют созданию на морском побережье области санаторно-курортного комплекса общероссийского значения.
В качестве главных приоритетов развития курортно-рекреационного комплекса часто предлагаются реконструкция и перепрофилирование мест круглогодичного функционирования курортно-санаторных объектов, решение проблем детского оздоровления, вовлечение курортно-рекреационной зоны в туристические потоки зарубежных стран и стран Балтийского региона.
Одним из стратегических направлений социально- экономического развития Калининградской области является также комплексное и рациональное освоение единственного в мире, уникального месторождения янтаря. Главная задача по развитию янтарной промышленности заключается в реструктуризации производства в условиях естественной монополии. Безусловно, необходимо разработать новый механизм управления янтарной отраслью, который позволил бы стимулировать развитие добычи и производства изделий из янтаря.
Чрезвычайно важное значение имеет и интегрирование области в общероссийскую инфраструктурную систему. По Литве, Белоруссии проходят основные энергоснабжающие коммуникации. Необходимы реконструкция действующих энергетических мощностей, строительство второй нитки газопровода от проектируемого газопровода Россия - Белоруссия - Западная Европа, подземного газохранилища.
Наиболее важной стратегической задачей, стоящей перед эксклавным регионом, является устранение энергетической зависимости от сопредельных государств. Для этого предстоит реконструировать и восстановить небольшие электростанции на реках Лава, Писса, Анграпа, Шешупе, закончить строительство ТЭЦ-2 с двумя энергоблоками мощностью по 500 МВт каждый, построить собственный нефтеперерабатывающий завод, освоить месторождения нефти на шельфе Балтийского моря.