Ностальгический туризм, несмотря на противоречивые оценки специалистов, продолжает оставаться основным видом иностранного туризма. На 1993 год приходится пик посещения Калининградской области немецкими туристами - 44000 человек. В последующие годы произошло некоторое сокращение. Так, в 1994 году область посетило 32420 человек, в 1995 году - 294000. Однако в 1996 году поток немецких туристов незначительно возрос - 30100 человек.
По экспертной оценке, доходы Калининградской области от посещений немецких туристов составляют более 3,8 млн. ДМ в год. Кроме того, за счет сборов за пересечение границы в бюджет области поступает ежегодно порядка 200 тыс. ДМ. В целом, по оценкам специалистов, ностальгический туризм не находится в состоянии сокращения (затухания). Большинство немцев, посетив один раз Калининградскую область, на этом не останавливаются. Многие приезжают и по 3-4 раза в течение одного года. Интересна мотивация поездок: одна из причин постоянных приездов, выявленная в ходе опросов, это то, что в местах новых поселений они остались все равно чужими и им психологически лучше на этой земле, несмотря на то, что она принадлежит России. Но следующее поколение - дети и внуки - редко высказывают желания приехать в Калининградскую область.
Следует отметить, что ностальгический туризм положительно сказался на развитии гостиничной сети. Требовательность немецких туристов к условиям размещения заставила реконструировать многие гостиницы в регионе. Так, например, отремонтировано и приведено в соответствие с евростандартом несколько этажей, холл и ресторан гостиницы «Калининград», полностью реконструированы гостиницы «Чайка» и «Дейма». Появились плавучие гостиницы в областном центре, новые отели в Черняховске, Советске, Светлогорске, в пос. Со- сновка Полесского района - гостиничный комплекс СП «Идеал- Сервис» на 60 мест, кемпинг на Куршской косе. Кроме того, в районных центрах оборудованы небольшие (10-15 мест) гостиницы, работающие по принципу семейного пансиона. В регионе начато строительство целого ряда гостиниц в Зеленоградске и Светлогорске, которые должны соответствовать международному уровню по качеству сервиса и услуг, а также требованиям обязательной сертификации туристических и гостиничных комплексов в Российской Федерации. Однако, к сожалению, строительство гостиниц идет крайне медленно, в связи с проблемами финансирования.
Кроме ностальгического в регионе также развиваются культурно- познавательный и релаксационнный туризм. В основном этими видами туризма пользуются люди со средним уровнем достатка, не предъявляющие повышенных требований к качеству жилья и уровню сервиса (жители районов Севера и Сибири). По экспертным оценкам, калининградский релаксационно-познавательный туризм является стабильным и в будущем будет иметь тенденцию к росту.
Очень перспективен, хотя, к сожалению, в нашем регионе мало развит, такой вид познавательного туризма, как кольцевые маршруты. Для области исключительно важно включиться в туристические маршруты других стран или регионов России (например, Скандинавкий полуостров - Санкт-Петербург - Калининград - Гданьск - Скандинавский полуостров или Калининград - «Золотое кольцо» - Калининград). В настоящее время развивается и такой вид туризма, как однодневная поездка в Калининград туристов, отдыхающих в Польше. Он не требует больших вложений в инфраструктуру и довольно прибылен из-за больших потоков.
Хорошую перспективу имеет также лечебный туризм. Местные целебные минеральные воды, лечебные грязи и достаточно квалифицированный лечебный и обслуживающий персонал, а также приемлемые цены на путевки делают этот вид туризма вполне доступным для многих российских и зарубежных граждан (СНГ). В Калининградской области, в связи с ее статусом ОЭЗ, неплохо развивается деловой туризм. В последние годы область посещают представители деловых кругов Москвы и Санкт-Петербурга, а также иностранные предприниматели. Составной частью делового туризма является «конгрессный туризм». В нашем регионе часто проходят конгрессы, симпозиумы, совещания, конференции и международные выставки. Этот вид туризма является достаточно перспективным и будет развиваться.
По-прежнему продолжается организация «шоп-туров», хотя и в значительно меньшем объеме. На этом направлении работает порядка 20 туристических фирм. Это авиатуры в Грецию, Турцию, Объединенные Арабские Эмираты; автобусные туры в Польшу, Литву, страны Западной Европы. Этот вид туризма продолжает пользоваться определенным спросом, и в ближайшей перспективе меняться могут только страны отправки туристов и качество организации туров. Неплохие перспективы у велосипедного, парусного туризма, а также спортивного рыболовства и охоты. Эти виды туризма пока слабо разрабатываются калининградскими туристическими фирмами.