Структура народного хозяйства области (численность занятых, объемы производства, прибыль, обеспеченность основными фондами) сложилась уже к 1960-1965 гг.
По объемам производства промышленность составляет 55, сельское хозяйство - 14, транспорт и связь - 20, строительство - 11 %. Структура хозяйственного комплекса отвечала стратегии и приоритетам, которые определялись и устанавливались в рамках единой экономической политики бывшего СССР. Стержнем экономической политики являлось всемерное развитие интеграции регионов, республик в единый хозяйственный механизм, а также обеспечение непрерывного роста объемов промышленного производства. При этом функционирование различных отраслей хозяйственного комплекса зависело от материальных ресурсов всей страны, возможностей использования внешнего по отношению к области потенциала других регионов России и поставки в область по протяженным транспортным коммуникациям материалов, оборудования, различных товаров. Новое геополитическое положение области создало значительные трудности в деле реформирования всей экономики территории. Разрыв традиционных хозяйственных связей предприятий реального сектора экономики, возникновение пограничных барьеров, проблемы транзита грузов привели к тому, что в отличие от других регионов России область поставлена в более жесткие условия по созданию конкурентоспособной продукции. В период с 1992 года по 1997 год произошли существенные изменения в структуре производства валовой добавленной стоимости.
Происходит сокращение роли промышленности, строительства и возрастание в объеме валовой добавленной стоимости доли услуг - до 38,9%. Причем среди услуг преобладают рыночные: торговля и общественное питание, транспорт и связь, что связано с опережающим ростом цен, тарифов на оказываемые услугами по сравнению с ростом цен на промышленные и продовольственные товары, а также с более глубоким спадом объемов производства в промышленности, сельском хозяйстве и капитальном строительстве.
Стоимостные оценки основных фондов изменялись в связи с проведением переоценок. В общей структуре производственных фондов основную роль играют фонды промышленности. Среди непроизводственных - преобладают фонды жилищного хозяйства. Коммунальное хозяйство, социальная сфера не располагают сколь-нибудь значительными фондами, что указывает на их низкую фондовооруженность. В последние годы основные фонды практически не вводились и эксплуатацию. Незначительная и сокращающаяся инвестиционная активность привела к тому, что большая часть основных фондов физически и морально изношена, устарела. Средний фактический срок эксплуатации активной части основных производственных фондов составляет 25-30 лет. Степень износа основного капитала достигает 45-50%. Крайне медленные темпы и масштабы выбытия капитала консервирует устаревшую структуру производственного аппарата, а также создает серьезные проблемы для реструктуризации экономики. Кроме того, наличие на балансе многих предприятий, организаций области незагруженных производственных мощностей (около 35- 40%) способствует ухудшению финансового состояния предприятий, спаду объемов производства продукции (товаров, услуг). Вполне очевидно, что для возобновления экономического роста крайне необходимы значительные объемы капитальных вложений, которые предстоит направить на замену основных производственных фондов. В настоящее время при сохранении подобной интенсивности воспроизводства основного производственного капитала на замену основных производственных фондов потребуется не менее 50-60 лет. И промышленности основные производственные фонды сосредоточены главным образом в рыбной отрасли (45-50% от всех фондов), машиностроении и металлообработке (17-18%), топливной отрасли (11- 12%). В связи с этим крайне важной задачей является повышение эффективности использования основных фондов именно в указанных отраслях. В структуре основных производственных фондов промышленности (без рыбной отрасли) машины и оборудование занимают всего 35-55%. На здания и сооружения приходится до 60% всех основных производственных фондов. По формам собственности основные фонды хозяйственного комплекса области распределяются следующим образом: смешанная (без иностранной) - 34,4%; частная - 32,2%; муниципальная - 14%; федеральная - 12%; областная - 6%; прочая - 1,4%.