Отличительными особенностями машиностроительного комплекса региона являются неразвитость внутриобластной кооперации между предприятиями, высокая интегрированность на внутрироссийском рынке, отсутствие собственной надежной сырьевой базы, прежде всего металлов и энергоресурсов. Сокращение объемов производства на ведущих предприятиях промышленности области негативным образом сказывается на состоянии машиностроительного комплекса России в целом. Из 42 работающих в бывшем СССР машиностроительных предприятий, аналогичных по номенклатуре выпускаемой продукции на АО «Балткран», 18 перешли к странам Балтии и СНГ. Похожих по специализации завода АО «Кварц» в России насчитывается только пять предприятий. Важным было значение в бывшем СССР и заводов «Стройдормаш», «Калининградбуммаш», «Система», Гусевского завода «СТА» и ряда других предприятий.
Серьезные проблемы машиностроительного комплекса - эффективное использование основных фондов. Уровень использования оборудования не превышает 60-70%. Значительным резервом является сокращение объемов неустановленного оборудования. Износ основных производственных фондов составляет 50-55%. Физически и морально устаревшее оборудование в возрасте 10 и более лет достигает 15% от всего оборудования. По-прежнему остаются крайне низкими темпы обновления основных производственных фондов. При сохранении подобных темпов для замены имеющихся фондов потребуется не менее 45-50 лет.
Не решены и многочисленные проблемы развития научно- технического прогресса, внедрения ресурсосберегающих технологий и средств малой механизации, сокращения объемов ремонтных работ. Затраты на капитальный ремонт, из-за низких темпов обновления основных фондов, достигают трети объема капитальных вложений. При этом капитальный ремонт осуществляется в основном в небольших цехах, участках, разрозненных ремонтных предприятиях, что снижает возможности использования преимуществ концентрации и специализации.
Основные направления и перспективы развития машиностроения и металлообработки определяются геополитическим положением области, сложившейся за последние 40 лет специализацией хозяйственного комплекса, а также той ролью, которую призвана сыграть область в общероссийском территориальном разделении труда. В качестве основных путей развития комплекса могут стать: освоение и выпуск новых видов наукоемкой продукции, оборудования; повышение надежности и ее конкурентоспособности не только на внутреннем, но и на внешнем рынке; увеличение объемов производства товаров народного потребления; использование ресурсосберегающих технологий; конверсия оборонных предприятий и рационализация всей структуры машиностроения.
В процессе реорганизации машиностроительного комплекса предстоит разрешить ряд сложных и многообразных проблем: совершенствование хозяйственного и финансового механизмов, методов управления и подготовки кадров. Учитывая территориальную изолированность области, перспективным направлением является формирование технополиса в целях объединения усилий по выпуску конкурентоспособной на внешнем рынке продукции. Для этого необходимо широко использовать имеющийся в области значительный научно- технический потенциал, российский и зарубежный опыт.