Объемы производства в АО «Система» в 1996 году составили около 14 млрд. рублей. На предприятии работают 780 человек. Основной вид выпускаемой продукции - счетно-бытовая техника, которая поставляется Центральному банку России. АО «Система» организует взаимовыгодную кооперацию, экономические связи с другими предприятиями региона. Количество потребителей продукции завода достигло 400 предприятий. Стоимость основных производственных фондов в 1996 году составила около 52 млрд. рублей.

АО «ЭСВА» («Электросварка») выпускает технологические лазеры, машины для контактной и ультразвуковой сварки, источники питания (выпрямители, трансформаторы, регулирующие устройства и реостаты). В 1996 году объемы производства равнялись 7,5 млрд. рублей. Основная продукция: сварочные выпрямители - 399 штук, балластные реостаты - 7620 штук. Численность работающих - 285 человек. Основные производственные фонды - 33 млрд. рублей.

Фирма «Калининградгазавтоматика» входит в открытое акционерное общество «Газавтоматика» РАО «Газпром». Назначение предприятия: разработка, производство и внедрение на объектах газовой и других отраслей промышленности специальных средств измерения, приборов, систем автоматики и телемеханики. Потребители: предприятия «Газпрома» (Тюменьтрансгаз, Севергазпром, Лентрансгаз, Мострансгаз). Стоимость основных производственных фондов в 1996 году составляла 75 млрд. рублей. Объем работ в 1996 году - 32,4 млрд. рублей. На предприятии работает 770 человек. Фирма «Калининградгазавтоматика» в 1996 году заключила договоры с крупными предприятиями АО «Газпром» на поставки своей продукции. Осваиваются новые виды продукции. В июле 1997 года заработала новая линия по выпуску ячеек распределительных устройств для компрессорных станций магистральных газопроводов. Предприятие тесно сотрудничает с французской фирмой «Merlin Gerin» .

Положение в акционерных обществах «Электроприбор» (завод точной механики и средств оргоснащения), «Радуга», «Завод СТА» и «Микродвигатель» все последние годы остается сложным. Предприятия не смогли адаптироваться к работе в новых условиях, потеряли рынки сбыта своей продукции. В то же время происходит становление новых, пусть единичных и небольших, предприятий. В качестве примера можно привести ООО «Парус-3» на котором начата сборка телевизоров. К октябрю 1997 года было собрано уже более тысячи телевизоров. Намечается создание собственной торговой сети.

Ведущим предприятием судостроения является акционерное общество открытого типа «ПСЗ «Янтарь». В связи с сокращением оборонных заказов оно испытывает значительные трудности в организации производственно-хозяйственной деятельности. Имеющиеся производственные мощности, трудовые ресурсы и оборудование используются неэффективно.

Металлообработкой, ремонтом машин оборудования, судов заняты акционерные общества «СРЗ Преголь», «Судореммашавтоматика», «Матео», НПО «Рыбтехцентр», завод промыслового судостроения в Советске и ряд других предприятий. Они производят также запчасти к дизелям, топливную аппаратуру, технологическое оборудование для укладки и дозировки мяса и рыбы в консервные банки, технологическое оборудование для добычи и переработки рыбы. Объемы ремонтных работ с 1991 года и по настоящее время резко снизились. Не получили развитие ресурсосберегающие технологии. По данным различных исследований, металлоотходы составляют около 20-25 % от общих объемов потребляемых черных металлов. Высока доля ручного труда. Преобладание универсального металлообрабатывающего оборудования сдерживает использование прогрессивных металлосберегающих технологий.

Ведущие предприятия прочих отраслей машиностроения - акционерные общества «Балткран», «Вагоностроитель», «Калининградский тарный комбинат». Основная продукция: вагоны-самосвалы грузоподъемностью 67-105 тонн, погрузчики, технологическое оборудование различного назначения, вибрационные катки и краны, металлическая и картонная тара для упаковки рыбной промышленности. Наиболее устойчиво работает АО «Балткран», который завершает проект модернизации оборудования и внедрения современных технологий стоимостью 1,8 млн. ДМ. Завод поставляет крупные узлы для портовых кранов «HELL», имеющих спрос на мировом рынке. Около 80% всей продукции предприятия идет на экспорт, в том числе и в США. В последнее время завод приступил к разработке инвестиционного проекта «Производство контейнерных кранов для железной дороги».

АО «Вагоностроитель» выпускает вагоны-самосвалы (думпкары), электропогрузчики грузоподъемностью 1,6-2,0 тонн на аккумуляторных батареях, запчасти, тормозное оборудование. В 1996 году объемы производства составили 15 млрд. рублей. На предприятии работают 890 человек. В период с 1989 года по 1997 год производство вагонов- думпкаров сократилось с 2633 до 31 штуки, электропогрузчиков с 1809 до 50 штук. По мнению специалистов АО «Вагоностроитель», снижение спроса на вагоны-самосвалы обусловлено резким падением производства в угольной и металлургической промышленности России .

Кроме того, потребители предъявляют новые требования к техническому уровню выпускаемых вагонов. На заводе разрабатываются две новые модели шестиосных вагонов-самосвалов грузоподъемностью 105 тонн: одна модель - для предприятий металлургии, вторая - для угольной промышленности.

Сложным остается положение в АО «Стройдормаш». В 1996 году объемы производства равнялись 6,3 млрд. рублей. Выпущено всего 55 виброкатков и 30 маркировочных машин. На предприятии работает 640 человек. Кредиторская задолженность в 1996 году превышала 10 млрд. рублей.

В 1996 году между администрацией области и корейской фирмой «КИА Моторс» в присутствии Председателя правительства России B.C. Черномырдина было подписано соглашение о создании на производственных площадях акционерных обществ «ПСЗ Янтарь» и «Калининградбуммаш» производства по сборке автомобилей. Данный проект поддерживался правительством России, администрацией области и фондом «Интерприватизация». Правительство России 23 апреля 1996 года приняло Постановление № 524 «О мерах государственной поддержки создания сборочного производства современных легковых автомобилей в Калининградской области». К середине 1997 года на вновь созданных предприятиях: «КИА Балтика» (площади АО «ПСЗ Янтарь») и «Автотор-1» (площади АО «Калининградбуммаш») работало около 700 человек. Автосборочное производство «втягивает» в свою сферу различные предприятия региона. Сборка автомобилей на «Автоторе» начата 14 апреля 1997 года, на «КИА Балтика» - 16 мая 1997 года. На начало октября 1997 года в Калининграде собрано 1540 автомобилей моделей «Кларус», «Авела Дельта» и партия джипов «Рокета». Реализацией автомобилей занимается фирма «КИА Интертрейд». В августе 1997 года ЗАО «Автотор» принимало участие в международной выставке «Автосалон-97», прошедшей в Москве.