Сеть автомобильных дорог в области - одна из наиболее развитых в Российской Федерации. Протяженность сети автомобильных дорог общего пользования составляет 4625 км территориальных дорог и 243 км дорог федерального назначения.

Плотность автомобильных дорог составляет 303 км на 1 тыс. км2 территории, что значительно выше, чем в среднем по России. Все автомобильные дороги общего пользования имеют твердое покрытие (по России в среднем - 58%). Ко всем районным центрам области и 135 центральным усадьбам хозяйств имеются подъезды с твердым покрытием. К дорогам федерального значения относятся Гвардейск - Неман и Калининград - Нестеров общей протяженностью 252 км, имеющим усовершенствованное капитальное покрытие с параметрами первой и второй категорий. Протяженность дорог территориального значения - 4,38 тыс. км и относятся они к четвертой категории. Характеристики дорог по типам покрытия: цементно-бетонные - 50 км; асфальтобетонные - 2,7 тыс. км; с покрытием из черного гравия - 580 км; гравийные, мостовые - 1,1 тыс. км. Несмотря на достаточную развитость дорожной сети, ее параметры (малые радиусы закругления, деревья на обочинах, прохождение транзитных путей через населенные пункты) не отвечают современным требованиям.

Автомобильный парк сосредоточен у 15 крупных атоперевозчиков, располагающих 1,2 тыс. грузовых автомобилей и 0,4 тыс. автобусов. Подвижной состав не отвечает современным требованиям: средний возраст автомобилей - 8-10 лет, 40% грузовых автомобилей неисправны, 765 оборудованы карбюраторными двигателями. Очень мало современных грузовиков малой и сверхбольшой грузоподъемности.

Для разрешения основных проблем автомобильного транспорта создана ассоциация автотранспортных предприятий Калининградской области (ААПКО). Ассоциацией предпринимаются меры по усилению координации деятельности различных видов транспорта; укреплению технического состояния автомобилей, многие из которых не соответствуют европейским стандартам; повышению взаимодействия областного отделения Российской транспортной инспекции с таможенными, пограничными службами. Неотрегулированность многих вопросов приводит к тому, что на областном транспортном рынке все больше услуг оказывается иностранными автоперевозчиками: латышскими, польскими, литовскими. В результате местные автоперевозчики несут огромные убытки, а около половины подвижного состава простаивает. Таким образом, автотранспортные предприятия теряют даже внутриобластной транспортный рынок. Учитывая, что комплекс должен быть ориентирован на перевозки различных грузов в страны Прибалтики, Белоруссии, Польши и Западной Европы, без грузовых автомобилей и автобусов, отвечающих современным требованиям, автомобильный транспорт области не сможет эффективно развиваться.

Важную роль в нашем регионе играет воздушный транспорт. Калининградское авиапредприятие обеспечивает авиационное сообщение Калининграда с другими городами России, стран СНГ, а также рядом европейских государств.

Область располагает широкой сетью аэродромов, способных принимать большинство типов самолетов и имеющих необходимое оборудование. Однако большинство из них находится в ведении Минобороны. Единственным гражданским аэродромом является международный аэропорт Храброво. Взлетно-посадочная полоса принимает самолеты с взлетной массой до 100 тонн. Имеются пассажирские терминалы для внутренних и международных рейсов. Аэропорт получил право на выполнение международных рейсов, но состояние его объектов (взлетно-посадочная полоса, рулежные дорожки, пассажирские терминалы, оборудование) не соответствуют необходимым требованиям и нуждаются в реконструкции. Кроме того, для аэропорта Храброво характерен низкий уровень оснащенности основными производственными комплексами (не более 55-60%).

Перспективы и основные направления развития транспортного комплекса области связаны с возможностью интеграции региональных, межрегиональных и межгосударственных связей и должны рассматриваться прежде всего через призму интересов России. В случае разрешения основных проблем транспортный комплекс Калининградского региона сможет обеспечить устойчивую связь с российским рынком стран Центральной и Восточной Европы и, наоборот, России со странами Европы, Америки. Развитие транспортного комплекса позволит создать необходимые условия для выхода из кризисного состояния всей экономики в области.