Структура банка, как она показана в его организационной схеме, должна:

  1. соответствовать сегодняшнему дню;
  2. ясно отражать те области, в которых банк ведет операции;
  3. помогать сотрудникам в идентификации своего специфического места в банковской иерархии; и
  4. помогать менеджменту в исполнении базовых контрольных функций и в поддержании надлежащих связей в коммуникациях и отчетности.

Значение детальной и соответствующей сегодняшнему дню организационной схемы в качестве инструмента управления еще, кажется, не оценено в полной степени банковским менеджментом во всех странах бывшего Советского Союза. Кроме того, создание значащей организационной схемы требует многих размышлений, знания изнутри целей и операций банка, а также хорошего уровня понимания главных целей организационной схемы. Организационные схемы - это «живые» документы, также как организации: с каждым изменением в организации, является ли оно результатом осознанных управленческих решений, или итогом действия внешних факторов, находящихся вне управленческого контроля, - в любом из этих случаев организационная схема должна быть изменена с тем, чтобы сохранить ее законность и полезность. Поэтому организационные схемы должны быть датированы с немедленной заменой недатированных версий текущими образцами. С момента их выпуска, организационные схемы должны быть распределены среди всего персонала банка с тем, чтобы каждый сотрудник был полностью ознакомлен со структурой банка, с иерархией персонала и своим местом внутри иерархии, а также со способами, которыми менеджмент будет обеспечивать отчетную и контрольную функции.

Значение организационной схемы как инструмента управления (и поэтому как средства контроля рисков) лучше всего иллюстрируется тем значением, которое придается ей надзорными органами центральных банков. В особенности в западных странах при проверках на месте банковские проверяющие обычно требуют, как один из своих первых шагов, копию организационной схемы банка.

Структура организационной схемы. Цель схемы - ясно и просто иллюстрировать линии подотчетности, организационную и иерархическую структуру банка. Не существует «совершенной» организационной структуры для банка. Поскольку каждый менеджмент обладает своей собственной философией и целями, постольку организационные схемы должны быть строго ориентированы на конкретный менеджмент как на «агента» с тем, чтобы отражать его взгляды.

В приложении 1 приведен пример достаточно подробной организационной схемы. Структура является типичной для большинства западных, коммерческих банков - а также для новых банков из стран бывшего Советского Союза - тем, что содержит два отдельных органа: наблюдательный орган, который представляет акционеров и является ответственным за установление или одобрение наиболее широких стратегий и политик банка; и управленческий (исполнительный) орган, который состоит из старших должностных лиц банка и возглавляется высшим исполнительным должностным лицом (обычно с титулом президента), ответственным за ежедневное управление банковскими операциями.

Некоторыми другими чертами, относящимися к достоинствам данной схемы, являются:
Внутренний аудит. Показано, что главный внутренний аудитор банка подотчетен непосредственно наблюдательному органу. Это правило: аудиторская функция требует независимой оценки адекватности, действенности и эффективности контрольных систем, вводимых и поддерживаемых банковским менеджментом (для дополнительных комментариев см. Главу X).

Главный экономист и генеральный советник. Обе эти должности замкнуты непосредственно на персонал, являются «центрами затрат» (они не генерируют доходов для банка, если только их услуги не предлагаются третьим сторонам, что необычно) и не связаны с управленческой ответственностью. Принимая во внимание их специализированную роль в формировании банковской политики и стратегии, эти лица должны быть подотчетны непосредственно высшему исполнительному органу.

Кредитная политика. С тем, чтобы минимизировать кредитный риск, желательно, чтобы формирование и применение политики и процедур, относящихся к процессу одобрения кредитов и подотчетности по ним, были отделены от непосредственного кредитования. Департамент кредитной политики котируется как один из самых важных в банке, и его старшее должностное лицо должно быть поэтому членом высшего исполнительного органа банка.

Ссудный департамент. Структура ссудных операций чрезвычайно варьируется от банка к банку. В нашем примере она должна быть разделена на два главных сегмента, которые можно найти во многих западных банках (они также появляются в некоторых банках бывшего Советского Союза): розничное кредитование - предоставление ссуд мелким фирмам, розничным сбытовым предприятиям и часто в качестве потребительского кредита - и коммерческое или «корпоративное» кредитование. Это деление может пронизывать всю сеть филиалов, в каждом из которых должностные лица, ответственные за розничное или коммерческое кредитование, будут подотчетны более старшим коллегам, отвечающим за данное направление кредитования во всем регионе, или непосредственно головному офису. Тем не менее, там, где розничное банковское дело еще не развито, но существует достаточно широкая филиальная сеть, возможно организовать менеджмент первоначально на основе регионального признака, с сосредоточением всех ссудных операций внутри одного департамента.

Финансовый департамент. Заметим, что этот департамент включает, среди других, бухгалтерскую и отчетную функцию. Во многих банках бывшего Советского Союза, бухгалтерия относится к числу самых важных департаментов, а главный бухгалтер часто является членом высшего исполнительного органа банка. Это отражает относительно высокое значение бухгалтерской функции при старой системе - в противоположность современной постановке учетного дела. С учетом недавних изменений в процессах принятия решений в банках, связанных с риск- менеджментом, другие функции - такие как казначейская и планирование - приобрели новое и жизненно необходимое значение. Короче говоря, менеджмент может решить создать отдельный департамент, ответственный за все аспекты банковского, финансового менеджмента, включая бухгалтерский учет.

Человеческие ресурсы. С учетом того, что прибыльность, рост и конкуренция являются важнейшими компонентами для существования банка, и его персонал - наиболее важный ресурс для менеджмента - требует постоянно растущего внимания. В крупнейших банках менеджер этого департамента должен быть членом высшего исполнительного органа, т.к. окончательный успех банка зависит от качества, квалификации и преданности его персонала.

Прочая информация, содержащаяся в организационной схеме, большей частью понятна сама по себе и не требует внешних пояснений. Важно помнить при проектировании организационной схемы, что она должна добавлять понимания организационной структуры банка и что, следовательно, она всегда должна быть актуальной и соответствоватьтекущему состоянию