Современных теорий очень много, фактически каждая школа и отдельные ее направления предлагают свои точки зрения на данную проблему. Наиболее распространенными являются следующие.
Неотехнологические теории пытаются объяснить внешнеторговые связи затратами на исследования и разработки, уровнем средней заработной платы и удельным весом квалифицированной рабочей силы. Они объясняют возникновение преимуществ монополией на отдельные открытия и новые технологии, которая дает возможность господствовать в производстве данных товаров и на мировом рынке до тех пор, пока эти технологии не будут освоены другими странами. Тогда необходимы новые исследования, позволяющие производить новые товары.
Теория специфических факторов говорит том, что разная обеспеченность отдельных стран специфическими факторами, т.е. факторами, которые могут использоваться только для производства данного товара, ведет к дальнейшему развитию этих факторов в экспортных производствах и сокращению в производствах, конкурирующих с импортом.
Теория фирмы связана с усилением роли отдельных фирм и корпораций в международной торговле. В конечном итоге сравнительные преимущества всегда получает не нация, а отдельная фирма-экспортер данного товара. Технологически сложные изделия создаются фирмой исходя из потребностей и спроса, существующих внутри страны. Только после расширения производства и насыщения внутреннего рынка фирма может выйти на внешний рынок. Но для того чтобы продать свои изделия, необходимо найти страну-покупателя, у которой структура спроса на внутреннем рынке была бы максимально приближена к структуре спроса страны-экспортера. Это объясняет возможность осуществления торговых сделок между странами, находящимися на одном и том же уровне развития, в частности между развитыми индустриальными странами.
Теория международной конкурентоспособности наций, разработанная американским экономистом М. Портером, говорит, что место каждой страны и ее конкретных производителей на мировом рынке определяется следующими четырьмя основными условиями: количеством и качеством различных факторов производства, условиями спроса на внутреннем рынке, наличием смежных и обслуживающих отраслей, стратегией фирмы и внутренней конкуренцией.
Как обосновывается распределение доходов от внешней торговли?
Распределение доходов обосновывается исходя из сущности различных теорий.
Классические теории внешней торговли считали, что выход страны на мировой рынок не влияет на распределение доходов внутри страны.
Теория Хекшера — Олина доказывала, что владельцы относительно избыточных факторов производства получают от внешней торговли дополнительные прибыли, а владельцы относительно недостаточных факторов проигрывают. Но выравнивание цен на факторы производства, доказанное П. Самуэльсоном, приводит к выравниванию относительных цен на эти факторы, а значит, и на доходы их владельцев.
Теория специфических факторов производства обосновывает положение о росте доходов владельца специфического фактора, используемого в экспортных производства, и, соответственно, о сокращении доходов владельцев специфического фактора, используемого в отраслях, конкурирующих с импортом.
Как распределяются выгоды от внешней торговли между странами?
Распределение выгод от внешней торговли во многом зависит от того, как меняются внутренние цены в стране по сравнению с мировыми под воздействием внешней торговли. Из двух стран обычно выигрывает та, где цены изменились больше. Это гак называемое правило распределения выгод, которое говорит, что выгоды от внешней торговли распределяются прямо пропорционально изменениям цен в обеих странах. Если в стране А относительные цены изменились по сравнению с мировыми на х%, а в стране В — на у%, то:
Выигрыш страны а /Выигрыш страны В= x% /y %
Что такое показатель условий торговли?
Показатель условий торговли — это соотношение индексов экспортных и импортных цен. Индексы рассчитываются по всему набору импортируемых и экспортируемых товаров. Рост этого показателя обычно считается улучшением условий торговли.