Россия только завоевывает свое место на мировом рынке. Это длительный процесс, в котором важно все: и особенности страны, входящей в рынок, и особенности самого рынка. В настоящее время Россия торгует только на рынке базовых товаров, продавая сырье и энергоносители. С некоторыми товарами Россия может появиться и на отдельных рынках готовых товаров, но говорить о завоевании прочных позиций на этих рынках пока рано, особенно если речь идет о их верхнем уровне. Два нижних уровня более доступны, хотя и там идет жесткая конкурентная борьба между странами—участниками торговли. Здесь господствуют методы неценовой конкуренции. Прежде всего, конкурирует качество товаров: постоянное расширение и обновление ассортимента предлагаемых изделий, развитие дизайна, улучшение потребительских свойств предопределило устойчивый спрос только на лучшие образцы товаров. Производство таких товаров в России для мирового рынка, как правило, невозможно.

Завоевание мирового рынка невозможно без изменения структуры производства и его коренного обновления. Поднять конкурентоспособность продукции промышленности для выхода даже на первый уровень рынка готовых товаров очень сложно. Для этого необходимо полностью обновить изношенные основные фонды этих отраслей, создать научно-исследовательский сектор, работающий на них. Данная работа требует больших средств, которых нет у промышленности, заработать их она пока не в состоянии.

Наибольшую возможность завоевания рынка готовых товаров дает конверсия военно-промышленного комплекса (ВПК), отрасли которого обладают высокими технологиями, производительными основными фондами, имеют высокий кадровый и научно-технический потенциал.

Предприятия ВПК даже в условиях закрытой экономики поддерживали контакты с иностранными фирмами, участвовали в международных выставках и на аукционах, следовательно, имеют некоторый опыт международной конкуренции. Все это создает реальную возможность занять определенную нишу на рынке готовых товаров.

В целом, оценивая внешнеторговую деятельность России, нужно отметить, что ее доля в мировой торговле в 90-х г. XX в. составляла около 1%.