Наиболее убедительно ответ на этот вопрос описан в моделях лидерства в ценах, ломаной кривой спроса и в модели Курно.
Модель лидерства в ценах описывает действие фирм, не состоящих в тайном сговоре и действующих самостоятельно. Цены устанавливает на рынке лидер как самая крупная фирма. Он просчитывает уровень цены, устраивающий не только его, но и остальных участников рынка. В противном случае возможны изнурительные ценовые войны, от которых проигрывают все.
Модель ломаной кривой спроса исходит из того, что главное направление конкурентной борьбы состоит в наращивании доли завоеванного рынка: чем больше доля, тем богаче фирма. Увеличение цены отпугивает покупателей и заставляет их переметнуться к конкурентам, у которых автоматически увеличится доля рынка. Поэтому если конкурент повышает цену, все остальные продавцы не повторяют его действий, и конкурент теряет покупателей.
При снижении цены всем остальным продавцам придется поступать так же во имя сохранения своей доли рынка, но все они теряют доход. Фирмы вынуждены использовать способ обогащения, минуя манипуляции с ценами.
Французский экономист А. Курно объяснил устойчивость цен на рынке дуополии (два продавца), анализируя эластичность кривой спроса. Он указал, что фирма снижает цену ради увеличения продаж только до тех пор, пока выигрыш от увеличения доли рынка перекрывает потери от снижения цены. Когда достигается точка единичной ценовой эластичности, снижение цены делается бессмысленным. Подобная ситуация возникает и у конкурента.
В результате оба участника рынка сохраняют и масштабы производства, и уровень цен.
Как отражен принципиально новый характер конкурентной борьбы на рынке олигополий в модели теории игр?
Теория игр используется в анализе неопределенных ситуаций. Случайных ситуаций на рынке олигополий достаточно много, поскольку стратегия фирмы зависит не только от ее структурных производственных позиций, но и от субъективных решений конкурентов. Каждый шаг фирмы вызывает реакцию ее соперников, у которых в арсенале целый набор ответных мер. Успешная конкурентная борьба в этих условиях предполагает исследование многочисленных сценариев разворачивания событий, получившее название «ситуационное планирование». Оно опирается на матрицу выигрышей при различных вариантах взаимодействия участников рынка. Как ее строить — подсказывает теория игр. На ее основе выбирается наилучший стратегический ход.