Наиболее убедительно ответ на этот вопрос описан в моделях лидерства в ценах, ломаной кривой спроса и в модели Курно.

Модель лидерства в ценах описывает действие фирм, не стоящих в тайном сговоре и действующих самостоятельно. Цены устанавливает на рынке лидер как самая крупная фирма. Он прчитывает уровень цены, устраивающий не только его, но и оальных участников рынка. В противном случае возможны изнительные ценовые войны, от которых проигрывают все.

Модель ломаной кривой спроса исходит из того, что главное нравление конкурентной борьбы состоит в наращивании доли зоеванного рынка: чем больше доля, тем богаче фирма. Увеличие цены отпугивает покупателей и заставляет их переметнуться к конкурентам, у которых автоматически увеличится доля рынка. Поэтому если конкурент повышает цену, все остальные продавцы не повторяют его действий, и конкурент теряет покупателей.

При снижении цены всем остальным продавцам придется птупать так же во имя сохранения своей доли рынка, но все они теряют доход. Фирмы вынуждены использовать способ обогащия, минуя манипуляции с ценами.

Французский экономист А. Курно объяснил устойчивость цен на рынке дуополии (два продавца), анализируя эластичность крой спроса. Он указал, что фирма снижает цену ради увеличения продаж только до тех пор, пока выигрыш от увеличения доли рынка перекрывает потери от снижения цены. Когда достигается точка единичной ценовой эластичности, снижение цены делается бессмысленным. Подобная ситуация возникает и у конкурента.

В результате оба участника рынка сохраняют и масштабы проиодства, и уровень цен.

Как отражен принципиально новый характер конкурентной борьбы на рынке олигополий в модели теории игр?

Теория игр используется в анализе неопределенных ситуаций. Случайных ситуаций на рынке олигополий достаточно много, пкольку стратегия фирмы зависит не только от ее структурных производственных позиций, но и от субъективных решений коурентов. Каждый шаг фирмы вызывает реакцию ее соперников, у которых в арсенале целый набор ответных мер. Успешная коурентная борьба в этих условиях предполагает исследование многочисленных сценариев разворачивания событий, получившее название «ситуационное планирование». Оно опирается на маицу выигрышей при различных вариантах взаимодействия учасиков рынка. Как ее строить — подсказывает теория игр. На ее основе выбирается наилучший стратегический ход.