Подобный рынок предоставляет потребителям несомненные выгоды:

1) он направлен на удовлетворение многообразных индивидльных запросов и предлагает большой ассортимент товаров;

2) постоянная погоня за улучшением качества товара не толо способствует удовлетворению существующих потребностей, но и формирует новый товар, а вместе с ним появляется и новая потребность;

3) сохранение угрозы конкуренции в долговременном периоде не позволяет фирме почивать на лаврах: совершенствование прзводства требует приложения определенных усилий, что спосотвует экономическому развитию.

Однако этот рынок с точки зрения общества имеет и слабости:

1) поскольку равновесная цена монополистического конкуреа включает монополистическую прибыль, она выше, чем у совеенного конкурента, но ниже, чем у чистого монополиста, не знающего конкурентов;

2) возможность получения монопольной прибыли приводит к тому, что производитель не всегда стремится сокращать издери на единицу продукции, поэтому такой рынок не нацеливается на максимум производственной эффективности. Кроме того, той рынок может формировать неполную загруженность мощнтей, так как производитель выбирает ориентацию на эксклюзив, т.е. на ограниченное количество покупателей. В результате проиодственная структура не обеспечивает оптимальности.

Что представляет собой олигополия и каковы ее признаки?

Олигополия представляет собой структуру, при которой оаслевой спрос удовлетворяется небольшим числом производитей. Товары, выпускаемые олигополией, могут быть как стандарыми, так и дифференцированными. Типичные признаки олигополистического рынка:

а) малое количество фирм, которые, однако, в состоянии нолнить рынок;

б) наличие высоких барьеров для вступления в отрасль;

в) стратегия фирмы строится с учетом реакции на нее конкента. Стратегический менеджмент здесь вынужден предугадать возможные шаги конкурентов и вырабатывать арсенал алернативных решений;

г) цены на олигополистическом рынке относительно устойчивы;

д) рынок олигополии демонстрирует склонность его участнов к согласованным действиям или тайному сговору при устовлении цен. В этом случае олигополистический рынок перераает в рынок чистой монополии.

Почему рынок олигополий склонен к картельным соглашениям? Каковы их последствия?

Ограниченное количество конкурентов создает условия для координации их действий во имя сокращения потерь от конкенции и возможности максимизации прибыли для всех участнов рынка. Объектом договоренности являются отпускные цены и квоты продаж или же территориальный раздел рынков. Подоые сговоры (монопольные союзы) получили название картелей. Чаще всего они ведут к сокращению производства и взвинчивию цен, поэтому часто запрещаются законом и действуют как тайный сговор. Явная или тайная картель, по существу, преврается в монопольную структуру, работающую по правилам мопольного рынка с его стратегическими ориентирами:

Р > МС = MR > AC.

Картельные соглашения относительно неустойчивы по приче конкурентной борьбы внутри их участников. Со временем они могут требовать пересмотра условий соглашения для завоевания себе более выгодных позиций: пересмотра квот или долей рынка. Возможно и появление новых участников рынка, что также трует новых условий координации.