Подобный рынок предоставляет потребителям несомненные выгоды:

1) он направлен на удовлетворение многообразных индивидуальных запросов и предлагает большой ассортимент товаров;

2) постоянная погоня за улучшением качества товара не только способствует удовлетворению существующих потребностей, но и формирует новый товар, а вместе с ним появляется и новая потребность;

3) сохранение угрозы конкуренции в долговременном периоде не позволяет фирме почивать на лаврах: совершенствование производства требует приложения определенных усилий, что способствует экономическому развитию.

Однако этот рынок с точки зрения общества имеет и слабости:

1) поскольку равновесная цена монополистического конкурента включает монополистическую прибыль, она выше, чем у совершенного конкурента, но ниже, чем у чистого монополиста, не знающего конкурентов;

2) возможность получения монопольной прибыли приводит к тому, что производитель не всегда стремится сокращать издержки на единицу продукции, поэтому такой рынок не нацеливается на максимум производственной эффективности. Кроме того, такой рынок может формировать неполную загруженность мощностей, так как производитель выбирает ориентацию на эксклюзив, т.е. на ограниченное количество покупателей. В результате производственная структура не обеспечивает оптимальности.

Что представляет собой олигополия и каковы ее признаки?

Олигополия представляет собой структуру, при которой отраслевой спрос удовлетворяется небольшим числом производителей. Товары, выпускаемые олигополией, могут быть как стандартными, так и дифференцированными. Типичные признаки олигополистического рынка:

а) малое количество фирм, которые, однако, в состоянии наполнить рынок;

б) наличие высоких барьеров для вступления в отрасль;

в) стратегия фирмы строится с учетом реакции на нее конкурента. Стратегический менеджмент здесь вынужден предугадывать возможные шаги конкурентов и вырабатывать арсенал альтернативных решений;

г) цены на олигополистическом рынке относительно устойчивы;

д) рынок олигополии демонстрирует склонность его участников к согласованным действиям или тайному сговору при установлении цен. В этом случае олигополистический рынок перерастает в рынок чистой монополии.

Почему рынок олигополий склонен к картельным соглашениям? Каковы их последствия?

Ограниченное количество конкурентов создает условия для координации их действий во имя сокращения потерь от конкуренции и возможности максимизации прибыли для всех участников рынка. Объектом договоренности являются отпускные цены и квоты продаж или же территориальный раздел рынков. Подобные сговоры (монопольные союзы) получили название картелей. Чаще всего они ведут к сокращению производства и взвинчиванию цен, поэтому часто запрещаются законом и действуют как тайный сговор. Явная или тайная картель, по существу, превращается в монопольную структуру, работающую по правилам монопольного рынка с его стратегическими ориентирами:

Р > МС = MR > AC.

Картельные соглашения относительно неустойчивы по причине конкурентной борьбы внутри их участников. Со временем они могут требовать пересмотра условий соглашения для завоевания себе более выгодных позиций: пересмотра квот или долей рынка. Возможно и появление новых участников рынка, что также требует новых условий координации.