- Монополист всегда заинтересован во взвинчивании цен. Такой взгляд упускает из вида, что в арсенале стратегией монополиста видную роль играет получение дополнительного дохода от увеличения продаж. На переполненном рынке реализация такой стратегии возможна при снижении цен.
- Монополист всегда стремится к наивысшей рентабельности единицы продукции. Подобное поведение противоречит принципу максимизации дохода, который предусматривает иную стратегию — наибольший прирост общей массы прибыли.
- Чистый монополист всегда получает монопольную прибыль. На самом деле он может работать неэффективно и даже стать банкротом.
Почему монополист прибегает к ценовой дискриминации?
Ценовая дискриминация — это применение разных цен для разных групп покупателей при одинаковых издержках. Применение ценовых льгот для определенных групп покупателей позволяет монополисту получить большую массу прибыли за счет расширения продаж, не прибегая к общему снижению цен, а увеличение цен для других, более обеспеченных групп — компенсировать потери.
Как влияет чистая монополия на развитие производства?
Цена монополистического рынка выше по сравнению с уровнем цен на рынке совершенной конкуренции. Более высокая цена позволяет монополисту получать дополнительный доход исключительно за счет ценовой стратегии без инвестиционных усилий. Такая тенденция сдерживает развитие производства.
Однако монополия отнюдь не всегда тормозит экономический рост. Она может и содействовать ему, благо инвестиционных ресурсов для этого у нее больше, чем у иных инвесторов. Кроме того, она может быстро наполнить рынок товарами, если ей выгодна стратегия эффекта масштаба.
На каком рынке действует монополистическая конкуренция?
Монополистическая конкуренция — это конкуренция с элементом монополизма, связанная со стремлением достичь уникальности продукции. Признаки рынка монополистической конкуренции:
1) ориентация на разброс вкусов потребителей, поэтому такой рынок называют рынком дифференцированного продукта;
2) множество функционирующих фирм, что делает невозможным сговор между ними по поводу сокращения производства и взвинчивания цен;
3) отсутствие высоких барьеров для вступления в отрасль. Небольшие фирмы, характерные для этого рынка, не способны их обеспечить;
4) продавец в своих решениях относительно цены и объема производства в малой степени считается с возможной реакцией конкурентов, так как каждый из них, выпуская различные товары, не способен переманить его покупателей.
Каким образом рынок монополистической конкуренции сочетает черты монополии и совершенной конкуренции?
Особенность монополистического конкурента состоит в том, что в краткосрочном периоде он пользуется преимуществом монополиста, а в долгосрочном он эту привилегию теряет. Это означает, что формула поведения монополистического конкурента в краткосрочном периоде аналогична рынку чистой монополии, а именно: Р > МС = MR < АС. В долгосрочном периоде, поскольку рынок перерастает в конкурентный, эта формула выглядит иначе:
Р-МС = MR=AC.
Почему возможности монополистического конкурента повышать цены более ограничены по сравнению с чистой монополией?
Монополистический конкурент действует на рынке не один, каждому товару противостоят еще и заменители. Резкое повышение цены может заставить покупателей уйти на рынок заменителя. Поэтому спрос на этом рынке более эластичен по сравнению с рынком чистой монополии.