Неконкурентный рынок возникает, когда конкуренция подавляется частично или полностью. В зависимости от степени ущемления конкуренции неконкурентный рынок подразделяется на три большие сегмента: рынок чистой монополии, монополистической конкуренции и рынок олигополий. На рынке чистой монополии среди продавцов конкуренция отсутствует, так как продавец всего один. На рынке монополистической конкуренции продавцов может быть много. Но один из них становится монополистом в отдельном рыночном секторе, представляющим дифференцированный продукт, который отличается от остальных аналогичных товаров особым качеством. На рынке олигополий действуют несколько крупных фирм, каждая из которых занимает значительную долю рынка.

В чем суть монопольной власти над рынком?

Монопольная власть — характерная черта неконкурентного рынка. Она проявляется в навязывании покупателям условий продажи за счет:

а) сокращения объема продаж, формирования искусственного дефицита с целью повышения отпускных цен;

б) торможения НТП и улучшения качества продукции ради экономии инвестиций.

Монопольной власти способствует рынок, закрытый для притока новых капиталов. Поэтому монополии создают искусственные барьеры для проникновения в отрасль новых продавцов через введение патентов и лицензий и других способов. При «нечестной конкуренции» применяется дискредитация или даже физическое устранение конкурента.

Монопольная власть при низкой эластичности спроса по цене, когда покупатели продолжают покупать товар и при повышающихся ценах (товары первой необходимости). Измеритель монопольной власти — индекс Лернера — отражает именно такую зависимость: Л=7: Е, где Л — индекс Лернера, а Е — эластичность спроса по цене.

Монопольная власть проявляется не только на рынках товаров неэластичного спроса по цене, но и на остальных рынках. На них монопольная власть возрастает вместе с ростом удельного веса продукции отрасли.

В странах с развитым рынком считается, что монопольная власть достижима, если доля продукции фирмы на отраслевом рынке превышает 35%.