Олигополистический рынок демонстрирует главную стратегию, направленную на достижение эффекта масштаба, которая невозможна при повышении цены, поэтому цены олигополистического рынка обычно ниже, чем у чистого монополиста.

Стремление уменьшить издержки на рынке олигополий весьма ощутимо, так как этот рынок не паразитирует на стратегиях взвинчивания цен. Значит, рынок олигополий продуцирует инвестиционные стимулы. Для их реализации у олигополий гораздо больше средств по сравнению с мелким продавцом. Потому олигополии достигают больших уровней выпуска и занятости по сравнению с совершенно конкурентным рынком.

Рынок олигополий развивается под угрозой уменьшения доли рынка в результате более успешных действий весьма сильных конкурентов, поэтому он сохраняет высокие стимулы к развитию производств, росту качества и обновлению ассортимента, ускорению НТП.

Каковы цели и направления антимонопольной политики?

Любой вид ограничения конкуренции ведет к повышению цен и сокращению объема выпуска, что естественно деформирует рынок и ведет к потерям для общества. Опасность подобных деформаций осознана ныне во всех странах рыночной экономики, поэтому они активно проводят антимонопольную политику. Она предполагает два блока: недопущение новых монопольных образований и противодействие монопольной власти для тех рынков, где монополистические структуры уже обосновались. Для последних создается ситуация, исключающая легитимность злоупотреблений монопольной власти в виде «нечестной конкуренции».

Ограничение монопольной власти осуществляется с помощью административных и экономических мер. Административные меры предполагают запрет на сговоры, ведущие к росту цен и падению производства, устанавливают контроль за слияниями, запрещая их в случае, если новые образования сформируются как чистые монополисты. Такие меры могут быть использованы и для расформирования компаний, если они несут прямую угрозу развитию рынка, для пресечения проявлений монопольной власти и ее аномалий, вроде так называемой «нечестной конкуренции».

Экономические меры представляют собой набор инструментов, вынуждающих монополию делиться с государством монопольной прибылью (через налогообложение). Государство также пытается регулировать цены, препятствуя их росту (через установку потолка цен, временное замораживание цен и др.). Экономические меры регулирования монополий требуют осторожности, так как ограничение деятельности фирмы может привести к переключению их капиталов в другие отрасли, что чревато спадом производства и ростом цен в отрасли.

Мировой опыт антимонопольной политики свидетельствует о наибольшей эффективности предотвращения новых образований (структурный подход). К уже сложившимся структурам применяют методы, корректирующие их поведение (поведенческий подход). Но для этого необходимы не только умелые действия, но и политическая воля, способная противостоять сильному монополистическому лоббированию.