Совершенно конкурентная фирма — это фирма, которая принимает цену на свою продукцию как данную, не зависящую от продаваемого ею объема продукции. Такую фирму называют цено- получателем или «прайстейкером». Ее конкурентное поведение можно охарактеризовать как приспособительное. Фирма приспосабливает затраты, объемы производства к главному ориентиру, заданному извне, — рыночной цене.

В реальной действительности совершенная конкуренция — довольно редкий случай и лишь некоторые рынки приближаются к ней (рынок зерна, ценных бумаг, валют и др.). Однако совершенная конкуренция является простейшей рыночной ситуацией и дает исходный эталонный образец, с которым могут сравниваться другие типы рынков, оцениваться эффективность рыночных процессов. Анализ чисто конкурентных рынков позволяет понять, как функционирует рыночная экономика.

В чем состоят особенности кривой спроса совершенно конкурентной фирмы?

Важнейшими элементами механизма любой рыночной структуры являются спрос и предложение. В условиях совершенной конкуренции фирма-ценополучатель может продать продукт либо по существующей рыночной цене, либо по более низкой. Это влияет на спрос.

При любой цене, превышающей рыночную, спрос равен нулю, поскольку покупатель не заинтересован в получении товара дороже, чем он может заплатить.

По существующей рыночной цене фирма может продать любое количество товаров. В условиях совершенной конкуренции производятся однородные товары, часто являющиеся абсолютно взаимозаменяемыми. Для покупателя не имеет значения, у какой фирмы покупать товары, если цена одинаковая.

Понижение цены ниже рыночной увеличивает спрос, и объем предложения мог бы увеличиваться до бесконечности, но он ограничен малым объемом производства. Кроме того, при снижении цены уменьшается выручка от реализации. Таким образом, спрос на продукцию отдельного продавца абсолютно эластичен. Кривая спроса на продукцию отдельной фирмы имеет следующий вид.

Совокупность однородных фирм, выпускающих продукцию одной номенклатуры, образует отрасль. Все фирмы отрасли влияют на общий объем предложения и на рыночную цену. В этих условиях величина спроса различна при разных уровнях цен. Отраслевая (рыночная) кривая спроса является обычной нисходящей кривой спроса.