Для характеристики поведения фирмы (предприятия) важны понятия валового, среднего, предельного доходов.
Валовой доход, или валовая выручка TR (total revenue) — общая сумма поступлений от продажи определенного количества товара:
TR = Р х Q,
где Р — цена проданного товара;
Q — объем продаж.
Средний доход, или средняя выручка, AR (average revenue) определяется как доход, приходящийся на единицу проданного блага:
AR=TR/Q
Предельный доход (выручка), MR (marginal revenue) — приращение дохода, возникающее за счет увеличения выпуска продукции:
MR= xTR/ xQ
Обычно Q принимают равным 1.
Из приведенных определений вытекает ряд следствий.
Следствие 1. Валовая выручка продавца в условиях чистой конкуренции прямо пропорциональна количеству проданного товара.
Следствие 2. Средняя выручка продавца в условиях чистой конкуренции есть цена товара.
AR = TR/Q = PQ/Q = Р.
Следствие 3. Предельная выручка (MR) продавца в условиях чистой конкуренции есть цена товара.
MR = xTR / xQ- xPQ = P xQ / Q = Р.
В чем отличие краткосрочного периода времени от долгосрочного?
Краткосрочный период времени отличается от долгосрочного двумя обстоятельствами:
1) в краткосрочном периоде времени объем производственных мощностей остается неизменным, т.е. краткосрочный период — это такой период времени, в течение которого производитель не успевает изменить количество используемого оборудования, размер производственных площадей и т.д. Зато изменяются затраты, связанные с использованием материалов, сырья, заработной платы рабочих, и т.д. Долгосрочный — это такой период времени, в течение которого производитель может внести изменения в любой из используемых производственных факторов;
2) в краткосрочном периоде число фирм на рынке остается неизменным. Никто не приходит в данное производство и никто из него не уходит. В долгосрочном периоде число фирм на рынке может изменяться. Причем в условиях совершенной конкуренции вход и выход на рынок новых фирм являются абсолютно свободными.
Таким образом, отличием краткосрочного периода от долгосрочного является неизменность объема производственных мощностей и числа фирм на рынке.