В процессе экологического регулирования экономики примяются как экономические, так и административные методы. Оако и те и другие имеют ряд недостатков, не позволяющих рить существующие в этой сфере проблемы.

Все эти проблемы можно условно разделить на несколько вов.

Организационно-технические проблемы касаются обеспечения необходимых средств мониторинга и контроля, а также разрабои соответствующих методик возможно более точной оценки экогических издержек производства и потребления товаров, ресуов и благ. К этой же группе относятся проблемы формирования соответствующих институтов, структур, коммуникаций, которые не всегда совместимы с существующим общественным устройсом, в частности фискальной системой, и пр.

Социально-политические проблемы связаны с необходимостью обеспечения государством определенного уровня потребления нелением материальных благ, что затрудняется по причине роста экологических затрат общества и перенесением значительной их части на потребителя через ценовый механизм. Это может сущтвенно снизить социальную устойчивость. Даже в развитых страх с высоким уровнем среднедушевого дохода потребитель не в состоянии покрывать экологические издержки, включаемые в цену товаров и услуг. Иными словами, одни лишь компенсацнные методы решения экологических проблем не могут считатя достаточными для этой цели.

Кроме того, зачастую корпоративные, отраслевые и ведомсенные интересы противостоят общественным интересам в этом вопросе, поскольку повышение размеров экологических платежей и налогов отрицательно сказывается на рыночной конъюнктуре и получаемых бизнесом доходах.

Итак, важно учесть, что экологизация экономики с необходостью включает экологизацию не только производства, но и всех общественно-экономических отношений: обмена, распределения и потребления, затрагивая тем самым отношения собственности.

Как влияет экологизация экономики на развитие мировых рынков?

Экологизация мировой экономики, принятие ряда междунодных соглашений в этой сфере обусловило официальное прнание на мировом уровне новой сферы деловой активнти — «зеленого» бизнеса. Это принципиально новый сектор экомики, направленный на ресурсосбережение, технологии зашы ОС, предоставление экологических услуг. Это значит, что под влиянием экологического регулирования начинают меняться конъюнктура, объемы и другие параметры традиционных рынков и формируются новые рынки. Растет число компаний по проиодству очистного и средоохранного оборудования, рекупераци- онных технологий, альтернативных источников энергии, монитинга и проведения экологической экспертизы. Увеличивается число фирм по озеленению территорий. Некоторые фирмы раитых стран практикуют ведение дел «по-зеленому», что повышт их престиж на мировом рынке. В итоге мировой спрос, а вслед за ним и предложение постепенно начинают трансформироваться в направлении экологизации: снижение ресурсоемкости продукта, повышение его безопасности и т.п. Хотя, безусловно, проблема еще очень далека от своего решения, так как этому во многом препятствуют интересы крупного корпоративного бизнеса.