counter?id=2204607;js=na Транспортная тара
logo

Транспортная тара, в том числе внутрицеховая, используется на всех этапах производства, транспортирования и хранения рыбной продукции.

На рыбоперерабатывающих предприятиях в настоящее время применяют транспортную тару, изготовленную из традиционного материала — древесины (деревянная и картонная тара), а также из полимерных материалов.

Деревянная тара. Из дерева производят бочки и ящики для рыбной продукции. Материалом служит круглый лесоматериал из лиственных и хвойных пород деревьев. Круглый лесоматериал по плотности, прочности, длине и толщине, количеству сучков, пасынков, поражению грибом, наличию трещин и червоточин должен соответствовать определенным требованиям.

Лесоматериалы распиливают на пиломатериалы, которые непосредственно используют для производства деревянной тары.

Пиломатериалы различают по размерам сечения, толщине, длине, качеству обработки, влажности.

На изготовление деталей бочек и ящиков (клепки и ящичной дощечки) используют высококачественную часть пиломатериалов.

В зависимости от вида фасуемой продукции используют бочки сухотарные (для продукции, не содержащей жидкой части) и заливные (для продукции, содержащей водные растворы, например, поваренной соли).

В рыбной промышленности применяют в основном деревянные заливные бочки, в которые фасуют соленую и маринованную продукцию и соленые полуфабрикаты для коптильного производства.

Для изготовления бочек используют лиственные (осину, липу, березу, бук, дуб) и хвойные (ель, пихту, сосну, кедр, лиственницу) породы деревьев. Бочки изготовляют вместимостью 5 — 250 л в соответствии с ГОСТ 8777. Остов и дно бочки собирают без применения гвоздей из клепок, размеры которых зависят от вместимости бочки.

Для изготовления бочек в качестве крепежного приспособления используют стальные обручи.

Деревянные ящики, служащие транспортной тарой, выпускают трех типов, которые различаются по конструкции: плотные, решетчатые с цельными или составными торцевыми стенками, а также торцевыми стенками, собранными на двух и четырех планках.

Ящики различают также по предельной массе вмещаемого груза, которая колеблется от 15 до 200 кг. Для соединения деталей ящиков и дополнительного их крепления используют гвозди, скобы, проволоку или металлическую ленту.

Для упаковки каждого вида рыбной продукции и консервов в деревянные ящики последние должны отвечать еще дополнительным требованиям. Например, для рыбы горячего и холодного копчения используют ящики с предельной загрузкой 35 кг. Требования к деревянным ящикам, предназначенным для рыбной продукции определенного вида, содержатся в нормативной документации.

К достоинствам деревянной тары относятся ее прочность, водостойкость, возможность транспортирования в разобранном виде, повторное использование, простота укупоривания.

К недостаткам деревянной тары относятся ее большая масса по сравнению с фасованным продуктом, высокая стоимость, неудобство при санитарно-гигиенической обработке, расходование ценного природного материала — древесины.

Картонная тара. Картонная транспортная тара представлена картонными ящиками и барабанами. Для изготовления ящиков применяют гофрированный картон, сырьем для изготовления которого служит картон для плоских слоев, бумага и клей.

Картон для плоских слоев должен соответствовать требованиям ГОСТ 7420. Картон в зависимости от качества выпускают марок К-0, К-1, К-2, К-3, К-4 в виде рулонов определенных габаритов, массы и механических свойств, влажностью и способностью впитывать воду.

Бумага для гофрирования должна соответствовать ГОСТ 7377. Для производства гофрированного картона используют марки бумаги Б-1, Б-2 и Б-3, различающиеся по составу, массе единицы площади, толщине слоя, механическим характеристикам.

Гофрированный картон производят двух типов, каждый из которых, так же как и материал, представлен несколькими марками.

Тип гофрированного картона определяется количеством слоев:

  • тип Т трехслойный гофрированный картон, состоящий из двух плоских и одного гофрированного слоя;
  • тип П — пятислойный, состоящий из трех плоских и двух гофрированных слоев, чередующихся с плоскими.

Марка каждого типа картона различается в зависимости от его качества. Гофрированный картон типа Т выпускают марок Т-0 Т-1,1 -2, Т-3 и Т-4, типа П - марок П-1, П-2 и П-3.

Для производства гофрированного картона используют бумагу с гофрами, различающимися высотой и шагом: крупный — типа А, средний — типа С, мелкий — типа В.

Ящики из гофрированного картона изготовляют складными с четырехклапанным дном и крышкой, различающимися по размерам, вместимости, способности выдерживать нагрузку.

По качеству гофрированные ящики для рыбной промышленности должны удовлетворять ГОСТ 9142, в котором указаны размеры, сопротивление сжатию, перевалкам, ударам при свободном падении.

Для склеивания ящиков применяют различные материалы, в том числе поливинилацетатную дисперсию или клей из растворимого силиката натрия.

Кроме названных четырехклапанных ящиков из гофрированного картона изготовляют ящики других конструкций.

Применяют тару каркасного типа. В металлический каркас из нержавеющей стали вставляют ящик из влагостойкого картона (гофрированного или гладкого) или из пластмассы. При транспортировании каркасы складывают один в другой. Это прочная, долговечная тара.

Навивные картонные барабаны, применяемые для фасования мелкой соленой рыбы, выпускают нескольких видов. Они различаются по материалу дна и крышки и способу их крепления, а также вместимости.

Одним из способов совершенствования картонной тары является повышение ее влагостойкости путем ламинирования полимерными пленками.

Полимерная тара. Среди транспортной тары значительное место занимает полимерная тара, обладающая такими преимуществами, как легкость санитарной обработки, небольшая масса, достаточная прочность, долговечность.

Для хранения и перевозки соленой рыбы, рыбы пряного посола, витаминизированного рыбного жира применяют пластмассовые бочки, обладающие достаточной прочностью при их штабелировании в несколько ярусов в горизонтальном положении.

Бочки изготовляют в соответствии с ОСТ 15-68 из полиэтилена низкого и высокого давления, допущенного для контакта с пищевыми продуктами. Корпус бочки выполняют методом экструзии, крышки — литьем под давлением. Вместимость бочек 5 — 55 л.

Бочки должны обладать высоким сопротивлением удару при свободном падении, сжатию при штабелировании, иметь соответствующие размеры, вместимость, массу, гладкую без трещин и отверстий поверхность. Количество формальдегида в водной и уксусной вытяжках из материала бочки не должно превышать 0,1 мг/л. На боковой поверхности бочек должна располагаться маркировка с данными о вместимости, заводе, дате изготовления и др.

В качестве тары изготовляют полимерные ящики, которые применяют для транспортных целей к хранения рыбного сырья, полуфабрикатов, охлажденной и мороженой рыбы, рыбы специальной разделки, соленой, копченой к кулинарной продукции.

Полимерные ящики и крышки к ним изготовляют в соответствии с ОСТ 15-195 из базовых марок полиэтилена низкого давления и его композиций, а также некоторых марок полиэтилена высокого давления, полипропилена, полистирола.

Различают ящики со съемной крышкой (тип I) и открытые (тип II) вместимостью 10 — 38 дм3.

Ящики и крышки изготовляют методом литья под давлением. Готовые изделия должны отвечать следующим требованиям: выдерживать определенное сопротивление на сжатие, удар при свободном падении, иметь гладкую без повреждений поверхность, стандартные массу, габариты и толщину стенок.

Достоинством конструкции пластмассовых ящиков является удобство их механизированной погрузки и разгрузки, наличие дренажных отверстий в дне для стока воды, образующейся при таянии льда во время перевозки рыбы.

Полимеры имеют низкую теплопроводность, поэтому тара из них обладает относительным термоизолирующим эффектом.

Для укладки охлажденной рыбной продукции в некоторых случаях используют ящики из теплоизолирующего пенопласта.

К мягкой транспортной таре относятся мешки-вкладыши, применяемые на отечественных предприятиях для упаковки мороженой и соленой рыбы, кормового фарша и муки. Вкладыши выполняют из полиэтилена или полиэтиленцеллофана.

Мешки-вкладыши изготовляют различных размеров согласно ОСТ 15-123. Сварные швы должны обеспечивать герметичность мешков. Мешки должны быть чистыми, без механических повреждений, определенной массы. Их используют как вкладыши в транспортную тару из картона, а при упаковке кормовой муки — в тканевые мешки.

Контейнеры и пакеты. Прогрессивный вид транспортной тары представляют собой контейнеры, облегчающие транспортные операции.

В контейнерах, применяемых для перевозки рыбы-сырца, совмещаются транспортные и технологические функции этих устройств, в которых рыба охлаждается и хранится при соответствующем температурном режиме. Применяют контейнеры многоразового использования, изготовляемые из гофрированных пластмасс, обладающие высокой прочностью, стойкостью по отношению к воде и агрессивным средам, имеющие небольшую массу и хорошую эластичность.

Широкое применение находят новые полимерные материалы для формирования мелкоштучных грузов в групповой упаковке — пакетах. К таким материалам относятся термоусадочные пленки, которые изготовляют из полиэтилена, поливинилхлорида, полипропилена и др.

Кроме пленок, для формирования грузов применяют полимерную растягивающуюся сетку.

Применение пленок и сеток для групповой упаковки мелкоштучных товаров дает большой экономический эффект вследствие рационального использования складских помещений и транспортных емкостей, а также ее сравнительно низкой стоимости.

Контакты

По всем вопросам писать на почту.

contact Mail.ru

adress Россия, г.Калининград.

О сайте

Литература для общего развития и познания известного и не неизвестного.