Различные виды налогов можно определить по критериям их классификации. В зависимости от объекта налогообложения выделяют прямые и косвенные налоги. По уровню взимания (звена бюджетной системы) различают федеральные и региональные, в большой стране — еще и местные налоги. В зависимости от того, кто платит, различают налоги с физических и юридических лиц. При использовании критерия целевого назначения налогов выделяют налоги общие (без привязки к конкретным расходов дам бюджета) и целевые. В зависимости от источника уплаты — налоги, привязанные к доходам, прибыли и выручке от реализации (продаж). Имеются различия налогов и в зависимости от способа их изъятия.

Особое значение в структуре налогов имеет их деление на прямые и косвенные. Прямые налоги привязываются к субъектам рынка (физическим и юридическим лицам), а не к товарам. Их платят владельцы доходов. Прямые налоги различаются по объекту обложения, в качестве которого может стать денежный доход или имущество(физический капитал). Денежный доход облагается налогом у граждан (личный подоходный налог) и у предприятий (налоги на прибыль). Налог на физический капитал или на имущество (налог на собственность, включая землю и другую ценную недвижимость, налог на наследство) является удобной формой взимания налогов, поскольку налогоплательщикам трудно искусственно снизить налогооблагаемую базу.

Косвенные налоги привязываются к товарам и услугам и включаются в цену. Покупатель, оплачивая покупку, может и не предполагать, что он оплачивает косвенный налог. К этому виду налогов относится налог с оборота, который во многих странах заменен налогом с продаж, налогом на добавленную стоимость, акцизы и т.д. Каждый из указанных налогов имеет свою смысловую нагрузку. Налог с оборота взимается от общей выручки. Он не имеет привязки к отдельному товару, в отличие от акциза. Налог на добавленную стоимость (НДС) взимается на каждой стадии производства. Налоговые поступления в бюджет от НДС оказываются зависимыми от количества предприятий, связанных между собой разделением труда по последовательной обработке изготавливаемой продукции.

Увеличение ставок прямых налогов или введение нового вида прямого налога обычно вызывает социальную напряженность. Косвенное налогообложение считается более надежным бюджетным источником. Оно дает меньшие возможности уклоняться от налогов и имеет более слабую зависимость от колебаний конъюнктуры. Поэтому налоговая политика может склоняться к преимущественному использованию этих налогов. Однако увеличение косвенного налога приводит к повышению продажной цены и снижает платежеспособный спрос, что может привести к спаду производства и недобору налоговых поступлений.

Чем отличаются структуры налоговых доходов России и стран развитого рынка?

В России структура налоговых доходов отличается от аналогичной структуры стран со стабильной и давно отработанной налоговой системой.

  1. Значительно выше доля налога на прибыль. Она составляет около 20%, в то время как в странах ЕС она ниже 10%. Значит, в России имеется большая возможность перекладывать налоговое бремя на покупателей, и рынок оказывается под более активным инфляционным прессингом.
  2. Более высокая доля косвенных налогов, которая приближается к 40% против 30% в странах ЕС. Такая ситуация объясняется острой потребностью России использовать налоговый механизм, в большей мере препятствующий уклонению от налогов.
  3. Значительно ниже (в 2 раза) доля подоходного налога с физических лиц. В дальнейшем по мере роста доходов населения и укрепления налоговой дисциплины Россия должна сместить акценты налогообложения, увеличив налоги на физических лиц, смягчая налогообложение бизнеса.