На ранних этапах развития рыночной экономики налоги рассматривались исключительно как донор государственной казны. Однако потребности в государственных расходах приходилось соизмерять с возможностями налогоплательщиков. В противном случае увеличение налоговых ставок и введение новых налогов в перспективе могло вести к сокращению налоговых поступлений — источника доходов государства. Активизация фискальной функции налогов не может осуществляться бесконечно. Она наталкивается на следующие объективные границы:
- налоги на производителя не должны сокращать процесс расширенного воспроизводства;
- налоги на покупателя не должны сокращать платежеспособный спрос.
Как налоги выполняют функцию регулятора экономики?
Для придания экономическому росту устойчивого характера государство должно помочь рынку устранить сложившиеся диспропорции. Налоги рассматриваются в данной парадигме как главный инструмент решения этой задачи, в частности как инструмент антициклической политики. По Дж. М. Кейнсу во время спада налоги должны снижаться для стимулирования производства, а во время подъема — возрастать, чтобы сдерживать инвестиционный процесс и оберегать экономику от нарастания диспропорций.
В монетаристской концепции главенствующим экономическим рычагом является денежная политика, налоги же как регулятор выступают на вторых ролях. Теория предложения, являясь идеологией стимулирования экономики через поощрение продавцов, рекомендует облегчать налоговое бремя, особенно для малого бизнеса и для тех, кто выпускает товары, в наибольшей степени отвечающих интересам общества.
Налоги всегда активно используются для поощрения инвестиционного процесса, особенно если он сопровождается обновлением капитала на основе достижений научно-технического прогресса. Подобная политика содействует переходу на более высокую ступень конкурентоспособности экономики.
Для достижения более высокого уровня качества экономического роста предоставляются налоговые льготы для тех, кто инвестирует в передовые технологии. Налоговые ограничения могут тормозить развитие неперспективного или нежелательного для общества производства. Селективное применение разного уровня налоговых ставок для различного вида производства становится инструментом активной структурной политики государства.
Налоговый регулятор может лишь усилить позитивные тенденции в экономике и ослабить процессы, тормозящие экономический рост. Чрезмерное увлечение налоговым регулированием опасно ущемлением рыночного механизма, обеспечивающего свободный перелив ресурсов: рынок может деформироваться и потерять свою эффективность. Главным регулятором хозяйственных пропорций в рыночной экономике должен оставаться рынок. Налоги же могут выступать только как корректор хозяйственных пропорций.