На ранних этапах развития рыночной экономики налоги раматривались исключительно как донор государственной казны. Однако потребности в государственных расходах приходилось сзмерять с возможностями налогоплательщиков. В противном случае увеличение налоговых ставок и введение новых налогов в перспективе могло вести к сокращению налоговых поступлий — источника доходов государства. Активизация фискальной функции налогов не может осуществляться бесконечно. Она налкивается на следующие объективные границы:

1) налоги на производителя не должны сокращать процесс расширенного воспроизводства;

2) налоги на покупателя не должны сокращать платежеспосоый спрос.

Как налоги выполняют функцию регулятора экономики?

Для придания экономическому росту устойчивого характера государство должно помочь рынку устранить сложившиеся диропорции. Налоги рассматриваются в данной парадигме как главный инструмент решения этой задачи, в частности как инсумент антициклической политики. По Дж. М. Кейнсу во время спада налоги должны снижаться для стимулирования производса, а во время подъема — возрастать, чтобы сдерживать инвестионный процесс и оберегать экономику от нарастания диспрорций.

В монетаристской концепции главенствующим экономическим рычагом является денежная политика, налоги же как регулятор выступают на вторых ролях. Теория предложения, являясь идеолией стимулирования экономики через поощрение продавцов, ромендует облегчать налоговое бремя, особенно для малого биеса и для тех, кто выпускает товары, в наибольшей степени оечающих интересам общества.

Налоги всегда активно используются для поощрения инвестионного процесса, особенно если он сопровождается обновлением капитала на основе достижений научно-технического прогресса. Подобная политика содействует переходу на более высокую стень конкурентоспособности экономики.

Для достижения более высокого уровня качества экономическо роста предоставляются налоговые льготы для тех, кто инвестует в передовые технологии. Налоговые ограничения могут тоозить развитие неперспективного или нежелательного для общтва производства. Селективное применение разного уровня ноговых ставок для различного вида производства становится инструментом активной структурной политики государства.

Налоговый регулятор может лишь усилить позитивные теенции в экономике и ослабить процессы, тормозящие экономеский рост. Чрезмерное увлечение налоговым регулированием опасно ущемлением рыночного механизма, обеспечивающего свободный перелив ресурсов: рынок может деформироваться и потерять свою эффективность. Главным регулятором хозяйсенных пропорций в рыночной экономике должен оставаться рок. Налоги же могут выступать только как корректор хозяйсенных пропорций.