К специальным (частным) принципам относятся:
- Гибкость налогообложения, позволяющая регулировать меняющиеся хозяйственные пропорции в нужном для общества направлении. Однако в этой гибкости следует соблюдать меру: если ставки налогов неустойчивы и постоянно меняются, да еще задним числом, бизнес уходит от долгосрочных стратегий и предпочитает исключительно краткосрочные спекулятивные операции;
- Исключение двойного и многократного налогообложения;
- Исключение возможностей переложения налогового бремени. Когда бизнес включает налоговые издержки в цену выпускаемого товара, истощается кошелек покупателя, а предприниматель выступает собирателем этого налога. Чтобы избежать такой ситуации в развитых странах основным налогом выступает не налог на прибыль, а личный подоходный налог или налог на физических лиц, так как физическое лицо как покупатель не формирует цену и не может включить налог в цену продукции.
Как определить «тяжесть налогообложения» и как она измеряется?
Тяжесть налогообложения, или налоговое бремя, представляет собой налоговые изъятия, отнесенные к доходам той или иной компании или физического лица. В целом для страны тяжесть налогового бремени измеряется величиной налоговых поступлений, отнесенных к ВВП. В настоящее время среди стран с уровнем ВВП надушу населения 15—28 тыс. долл. тяжесть налогового бремени колеблется от 30 до 50% ВВП. Тяжесть налогообложения выше там, где государство берег на себя большие социальные затраты и считает возможным вести политику прямого субсидирования производства.
Всегда ли увеличение налоговых ставок дает государству приток дополнительных налоговых поступлений?
Американский экономист А. Лаффер обратил внимание на то, что увеличение налоговых ставок может увеличить массу налоговых поступлений, но лишь до определенных пределов. Затем возрастающие налоговые ставки приводят к обратному результату и доходная часть бюджета сократится. Подобный эффект, получивший название эффекта А. Лаффера, объясняется тем, что чрезмерная тяжесть налогообложения делает бизнес невыгодным. Производители терпят банкротство, уходят с рынка. Многие избирают другую линию поведения, уклоняясь от налогов. В любом случае государственный бюджет сталкивается с уменьшением налогооблагаемой базы.