Налоговая система России сложилась в период государственного социализма и несет в себе во многом следы прошлой системы. Сохранился старый подход к налогам как исключительно фискальному инструменту мобилизации денежных средств на государственные нужды. Налоги как регулятор экономического развития еще не смогли о себе активно заявить. Постепенно должна осуществляться переориентация главной функции налоговой системы с фискальной на регулирующую, которая в наших условиях должна сомкнуться со стимулированием экономического роста. Подобная переориентация обусловливает совершенствование налогового механизма России по следующим направлениям:

1)  уменьшение налогового бремени, особенно для тех, кто инвестирует в развитие новых технологий;

2)  изменение структуры налоговых поступлений за счет поэтапного увеличения доли физических лиц (доходов и имущества), а также рентных платежей в природоэксплуатирующих отраслях, и соответственно сокращении доли, приходящейся на бизнес;

3)  сокращение налоговых льгот;

4)  расширение налогооблагаемой базы за счет перекрытия каналов ухода от налогов и перетока их в теневой сектор экономики.

Налоговая система должна реформироваться и по линии ее организационно-правового блока, что предполагает:

1)  повышение качества налогового законодательства, которое позволило бы отсекать возможности уклонения от налогов;

2) осуществление жесткого оперативного контроля за соблюдением налогового законодательства, пресекая «теневые» хозяйственные операции;

3) ускоренное развитие информационных технологий в налоговой системе, ПОЗПОЛЯЮЩИХ отслеживать реальную налогооблагаемую базу и осуществлять прицельный контроль за выполнением налоговой дисциплины.

Как объяснить нарушение Россией традиций налоговой системы, выразившееся в отказе от прогрессивного принципа взимания подоходного налога?

Процесс выравнивания ставок подоходного налога (ориентация на пропорциональное налогообложение) объясняется стремлением противодействовать процессу уклонения от налогов и вывозу «теневых» денежных потоков за рубеж. Ослабление тяжести налогообложения на относительно высокие доходы создает стимулы для соблюдения налоговой дисциплины, что позволяет надеяться на возможный рост налоговых поступлений в бюджет. Успешная реализация таких ожиданий означала бы и то, что движение денежных потоков в большей мерс обслуживает потребности национальной, а не зарубежной экономики.

Введение пропорционального налога на личные доходы как направление налоговой политики носит сугубо временный характер, обусловленный трудностями переходной экономики. По мере роста эффективности экономики и укрепления налоговой дисциплины прогрессивное налогообложение должно восстановить свои позиции.