Экономическая теория знает два варианта теории полезности, точнее, два подхода к ее измерению: кардиналистский и ординалистский.

Кардиналистский подход к измерению полезности предполагает абсолютно точное, наподобие физической величины, колественное определение величины полезности. В качестве меры полезности кардиналисты использовали условно-объективную едицу, получившую название «ютиль». Например, плитка шоколада приносит полезность в 4 ютиля, а килограмм мяса — в 6 ютилей и т.д. Методологически кардинализм опирается на два взаимоисключающих начала: с одной стороны, он связан с крайне субъективной трактовкой содержания ютиля, с другой — с абсолютно точным соотношением (2 ровно в два раза больше 1, а 3 ровно в три раза больше 1) между полезностями различных товаров, что предполагает объективную основу для подобного сопоставления.

Экономисты вскоре убедились, что этот подход не отражает  реальность, поскольку в жизни так и не удалось найти универсальную и точную единицу полезности. На смену кардинализму при-шел ординалистский подход. Сам термин «ординарный» означает j «ранжированный» или выстроенный в определенном порядке: 1-й, 2-й, 3-й и т.д., допускает определенное ранжирование, построение ряда товаров и услуг по принципу предпочтения. Потребитель не может точно судить о количественных размерах порядковых чисел, j а может лишь сказать нечто о степени важности относительно друг друга. Современные экономисты исходят из предположений о раировании и последовательности выбора и из наблюдаемых фактов о нем. Такой подход не требует какой-либо психологической интерпретаций подобных выборов. То, что называется полезнтью, сегодня отражает ранжирование предпочтений.

Итак, исторически и методологически кардинализм предшествует ординализму. Чтобы глубже и шире понять теорию полезнти, анализ общей и предельной полезности следует начинать  с кардиналистских позиций. К тому же в последнее время некоторые экономисты на Западе пытаются реанимировать кардиналиский подход.

Какие виды оценок прежде всего важны для потребителей?

Общая полезность — это мера общего удовлетворения, получеого от потребления товара или набора товаров и услуг за данный период времени.

Предельная полезность товара — это изменение общей полеости, вызванное изменением в потреблении данного товара или услуги, на одну единицу при условии, что потребление других таров остается неизменным.

В экономической литературе принято обозначать предельную полезность MU, общую полезность — TV. Предположим, что мы измеряем предельную полезность какого-то товара X. При данных обозначениях алгебраическое выражение предельной полезности товара X будет выглядеть следующим образом:

MU=DTUx / DQx,

где DTUx— приращение общей полезности;

DQx — увеличение количества потребляемого блага.

Увеличение обшей полезности по мере роста потребления стабильно сопровождается падением темпов прироста полезности. Данное явление получило название уменьшающейся предельной полезности.

Экономисты назвали падение предельной полезности законом уменьшающейся предельной полезности, который можно сформировать следующим образом: если потребление всех других товаров остается фиксированным, то предельная полезность данного товара будет уменьшаться по мере увеличения его потребления в рамках определенного периода времени. Этот закон не говорит, что нам не нравится, например, повторное посещение кино. Он просто утверает, что потребитель оценивает его не так высоко, как первое пещение. Вместе с тем время — важный фактор в процессе подоой оценки: если первое посещение имело место и прошлом году, то в новом году второе посещение будет цениться так же высоко. Закон уменьшающейся предельной полезности в большинстве слаев имеет отношение к коротким временным периодам.