В экономической теории под потреблением понимается процесс использования результатов производства для удовлетворения определенных потребностей. Потребление генерирует потребность, важность которой гораздо шире и глубже роли полезности. Суть категории «потребность» состоит в экономическом мотиве человека, возникающем из необходимости или желания потреблять различные блага (как вещественные, так и духовные) вообще. Желание потреблять какую-либо продукцию или услуги имеет различную степень интенсивности. Однако выразить потребность количественно не представляется возможным. Речь идет об «интенсивной» величине, которая может восприниматься лишь в понятиях «больше» или «меньше».
Только при осознании потребностей возникает мотивация к труду. В этом случае потребности приобретают конкретную форму — форму интереса. Экономический интерес — это форма проявления экономических потребностей. Потребности формируют спрос, который во многом зависит от вкусов и предпочтений людей.
Все люди способны сравнивать удовлетворения, получаемые от различных видов деятельности и продуктов, и предпочитать одни виды другим. Данные предпочтения являются «чистыми», так как не зависят от доходов и цен. «Чистые» предпочтения не представляют еще действительного покупательского выбора. Желание становится выбором, а индивидуум — покупателем, когда его предпочтения ведут к реальным покупкам на рынке. Однако напоминаем, что выбор в отличие от желаний ограничен ценами и доходом.
Что такое полезность?
Полезность — это показатель степени удовлетворения, вызванного потреблением какого-либо набора товаров и услуг или каким-либо отдельным товаром.
Сам термин «полезность» впервые был введен в научный обиход английским философом И. Бентамом (1748 — 1832 гг.). Однако ни он, ни экономисты его времени не поняли связи между ценностью товара и полезностью, получаемой от его потребления.