Административная система, со всеми присущими ей способами управления, естественно, существует и сегодня. Очевидно, что без рациональной организации административного управления в соответствии со строгими формальными правилами обойтись нельзя. По мнению Е.Г. Ясина: «...любая хорошо поставленная организация, любое применение административных методов у правления... близко к веберовской модели «идеальной бюрократии ...эти методы наиболее эффективны в широком диапазоне ситуаций...».
Однако существует настоятельная необходимость обновить, сделать эффективной бюрократическую организацию. М. Крозье считает, что существует три наиболее распространенных подхода: техно-кратический, рыночный и стратегический. Наибольший интерес по степени предоставляемых возможностей, по нашему мнению, представляет стратегический подход. Что же делать с административной системой, слишком взаимосвязанной, изолированной и автономной, чтобы можно было изменить ее изнутри или извне? На этот, вполне оправданный вопрос М. Крозье обоснованно отвечает, что конфронтация бесполезна - чиновников нельзя изменить указом. Он предлагает основать стратегию перемен на четырех элементах: дифференциация индивидов, ситуаций и систем; инвестиции в занятия; использование человеческих ресурсов, которыми до сих пор пренебрегали; де-монтаж бюрократической системы управления.
Если руководствоваться подходом М. Крозье, то самое важное, что можно выделить применительно к региональному управлению - это способность к анализу на самом верху управленческой региональной власти, ибо на этом уровне управления трудность состоит не только и не столько в отсутствии данных (в регионе знают положение вещей значительно лучше, чем в центре), но прежде всего в привычках и стереотипах мышления. Только создание аналитических групп рядом с лицами, обладающими властью, может привести к нестандартному взгляду на проблемы.
Идеальных методов управления не существует. Они должны применяться по специальному заказу для каждого конкретного региона. Организационно-управленческие решения должны разрабатываться исходя из конкретного анализа миссии, роли и значения региона, его стратегии развития, ключевых сфер деятельности. Если руководствоваться концепцией П. Друкера, то вопрос можно поставить следующим образом: каковы конкретные вещи, важные для выживания и успешной деятельности региональной системы, которые могут быть сделаны только людьми, видящими регион в целом, способными сбалансировать нужды настоящего с нуждами будущего, могущими выносить окончательные и эффективные организационно-распорядительные решения? Природу любого командного распоряжения можно определить исходя из следующего: временный потенциал (на какой срок он «свяжет» региональную систему); влияние распоряжения на другие функции, сферы, на регион в целом. Если распоряжение затрагивает только одну сферу, то это решение более низкого порядка. В противном случае его нужно принимать на более высоком уровне, где можно взвесить его влияние на все затронуты сферы; оптимизация развития одной из сфер не должна осуществляться за счет других. Характер распоряжения определяется также рядом качественных факторов, входящих в него: основными принципами поведения, этническими ценностями, социальными и политическими убеждениями и т.д. В момент, когда ценностные соображения принимаются в расчет, распоряжение должно проводиться на более высоком уровне. Самый важный и самый обычный фактор - это люди. Поэтому все важные решения, затрагивающие социальную сферу, должны приниматься на высшем уровне.
В этом случае огромное значение играют социальные и психологические методы регионального управления.