Роль и значение указанных методов определяется прежде всего тем фактом, что как (перефразируя известное высказывание) не бывает общества «вообще», так и не бывает региона «вообще». Структура регионального социума с присущим ему типом мышления, традициями, ценностями и нормами поведения сформировалась под влиянием соответствующих факторов: геополитических, демографических, сырьевых и климатических условий, уровня развития производственного потенциала и т.д. Особенности психологического облика и характерные интересы различных социальных групп при принятии управленческих решений на ре-гиональном уровне необходимо учитывать, формировать, а легче, конечно, просто игнорировать.

По мнению Э. Фромма, все члены общества и представители различных социальных групп вынуждены вести себя так, чтобы удовлетворять требования социальной системы. Однако, если социальный порядок игнорирует и насущные человеческие потребности сверх предела, члены такого общества будут стремиться изменить существующий социальный порядок, приведший к социальному «разрыву», или, если подобное изменение трудно осуществимо в силу определенных условий, то подобные стремления все равно будут объективно существовать в виде вытеснения элементов на уровне «социального бессознательного». Подобные проявления осознанных или вытесненных социальных «разрывов» мы наблюдаем в реальной жизни. В соответствии с концепцией Э. Фромма, «социальный характер - это посредник в обоих направлениях от экономического базиса к идеям и идеалам, и наоборот», а каждому индустриальному обществу присущи такие черты социального приспособления, которые можно определить понятиями накопительной ориентации, а также рыночной ориентации, которая характерна для социальной системы современных развитых западных стран. Например, экономика этих стран столкнулась бы с серьезными трудностями, если бы рабочие и представители среднего класса стремились бы большую часть своих доходов направлять на сбережения, а не на потребление. Если встать на позиции Э. Фромма, то в нашем государстве в период рыночных реформ принципиальная направленность «социального характера», обусловленная насущными потребностями экономической системы, определяется как «иметь», в то время как четвертая власть (СМИ), вооруженная прекрасным психологическим оружием - рекламой, призывает «использовать» блага. Э. Фромм считал, что потребности «иметь» и «использовать» характерны для социальных обществ западной цивилизации, потребность просто «быть» характеризует менталитет восточных общественных систем. Для России, являющейся как бы буфером между восточным и западным миром, присущ смешанный тип, причем, по нашему мнению, особенности региональной специфики, под воздействием которых формировался региональный социум, накладывают во многих случаях свой характерный отпечаток.

Игнорирования указанных особенностей приводит к контамации позитивных и негативных установок в общественном сознании, следствием чего, по мнению Р. Энтони, является «одно из величайших психологических зол человечества» - конформизм. Общественная система, сделавшая «фатальную ставку на конформизм», никогда ничего не достигнет. В основе конформизма лежит сравнение, которое питает страх быть хуже или отличаться, что формирует «овечье состояние ума».

По мнению основателя классического психоанализа 3. Фрейда, страх является именно тем передаточным психологическим механизмом, с помощью которого происходит акт антиципатии позитивных установок индивидуального или группового сознания в сферу «бессознательного» .

Основная роль социальных и психологических методов управления заключается, на наш взгляд, в формировании условий для позитивной устойчивой социальной адаптации. Если основу «социального характера» составляет принцип «быть», а не «иметь» или «использовать», главной социальной привычкой - привычка к коллективному труду, а основные социальные ценности - патриотизм, православие и т.д., то необходимые условия для позитивной социальной адаптации будут созданы только в том случае, когда учитываются все специфи-ческие особенности подобной социальной структуры.