Применение экономических методов в этих условиях должно опираться в первую очередь на использование стимулирующего действия основных форм товарно-денежных отношений - финансов и кредита. Именно использование основных форм и методов финансово-кредитного управления позволяет сделать процесс государственного вмешательства наиболее эффективным, наименее болезненным, так как основными свойствами финансово-кредитных форм и методов являются их абсолютная неантогонистичность рынку, возможность избирательного применения, с учетом региональных различий, и, безусловно, стимулирующее влияние на процессы экономического роста. Однако бюрократические структуры в центре, а вслед за ними и в регионах продолжают последовательно использовать эти ключевые управляющие параметры исключительно в целях сдерживания, на основе синтеза кейнсианских рецептов налогово-бюджетного давления на региональную экономику и самых жестких мер проведения кредитно-денежной политики. Однако, по мнению Э. Дж. Долана: «Современная теория синтеза настраивает экономистов на менее оптимистический лад, лишая полной уверенности в их способности обеспечить процветание экономики при подавлении инфляционных процессов», хотя опыт проведения экономической политики в развитых странах Запада позволяет, по мнению того же автора, «избежать прежних ошибок в проведении макроэкономической политики, совершенных малоискушенными предшественниками».

Игнорирование стимулирующего влияния ключевых финансово- кредитных параметров на процессы экономического развития в регионах чревато самыми серьезными осложнениями. Так, отмена таможенных льгот на импортируемые товары, инспирировавшая резкие нарушения (шок) предложения на рынках приграничных регионов, вызвала кратковременный паралич деловой жизни и резкий скачок цен. И это, пожалуй, наименьшее из зол. Основные же негативные последствия (в силу мультипликационного эффекта действия передаточного механизма) проявят себя со временем во всех сферах жизни: экономической, политической, социальной, и причем региональные различия в данном контексте вряд ли сыграют существенную позитивную роль.

Следует отметить, что системе территориального управления необходимо учитывать особенности организационно-распорядительных методов воздействия.

Организационно-распорядительные методы, являвшиеся неотъемлемым атрибутом командно-административной системы, до недавнего времени считались самыми действенными способами воздействия на управляемые объекты. Набор этих методов хорошо известен: установление государственных плановых заданий для предприятий и организаций, утверждение норм и нормативов, отражающих требования командно-административной системы к предприятиям и организациям, издание приказов и распоряжений, обязательных к выполнению нижестоящими органами, и контроль за их выполнением.