Гарантия есть письменное юридическое обязательство от имени третьей стороны погасить долг (например, ссуду) в случае невыполнения обязательств заемщиком. Если не используется банковская форма стандартной гарантии, то очень важно, чтобы кредитный инспектор проверял бы в юридическом департаменте банка гарантию на ее действительность. Прием гарантии в качестве инструмента поддержки ссуды требует от кредитующего банка, чтобы он провел такой же процесс оценки риска гаранта, как он это делает по отношению к заемщику. Кроме того, как и в отношении залогового обеспечения, ссуда никогда не должна выдаваться только на базе одной гарантии.

Гарантии могут быть:

  • Обеспеченные или необеспеченные. В качестве общего правила и совета, следует настаивать на обеспеченной гарантии, если подчеркивать обязательство гаранта выполнить гарантию, когда к нему обращаются за этим. Если гарантия является обеспеченной, то ее залоговое обеспечение должно периодически проверяться, такжекак в случае обеспеченной ссуды.
  • Ограниченная или неограниченная. В случае неограниченной гарантии (когда гарант выдает гарантии на полную сумму задолженности, имеющейся у должника перед кредитором), очень важно, чтобы она периодически обновлялась - например, ежегодно - и чтобы кредитоспособность гаранта проверялась с той же самой периодичностью. Неограниченные гарантии в общем случае являются необеспеченными.
  • Личная или корпоративная. Личные гарантии в общем случае используются при кредитовании физических лиц, товариществ или закрытых корпораций, в которых собственность и менеджмент находятся в руках одного и того же физического лица (лиц). В случае ссуд товариществам в сильной степени рекомендуется, чтобы неограниченные гарантии были получены от обоих партнеров, и чтобы эти гарантии были равными, не имели преимущественных прав друг перед другом, и были неисклюзивными, т.е., чтобы оба партнера отвечали бы за долг партнерства в полном объеме их соответствующих личных активов. В этой ситуации также важно, чтобы оба гаранта предоставляли в кредитующий банк актуальную финансовую отчетность по своим активам и обязательствам.

Корпоративные гарантии часто требуются кредитором для того, чтобы обеспечить кредит, предоставляемый другой корпорации. Примеры: материнская компания гарантирует долг одной из своих дочерних компаний, или компания гарантирует ссуду одному из своих поставщиков. В этом случае, кредитующий банк должен быть уверенным, что лицо (лица), поддерживающие гарантию от имени корпорации, наделены полномочиями в этой области, как это доказывают резолюции Правления или устав корпорации.

  • Банковские гарантии. В республиках бывшего Советского Союза, в современном процессе перехода к рыночной экономике, банки широко применяют практику затребования/выдачи гарантий от других/другим банкам в качестве поддержки ссуд частному сектору. Эта практика осуществляется при значительном риске невыполнения обязательств, который кредитор должен оценивать. Эта оценка должна быть дополнена анализом кредитоспособности гарантирующего банка в том же самом объеме, в каком она делается относительно заемщика. Предметом особого интереса кредитующего банка является общая сумма гарантий, выданных гарантирующим банком и действующих на данный момент. Учитывая то, что гарантии являются условными обязательствами, учитываемыми «за балансом» - эта информация не всегда постоянно доступна.

Рекомендация: Регулятивные/надзорные органы данной страны должны требовать, чтобы все банки разглашали эту информацию в качестве части периодических публикаций данных о финансовом состоянии банков.

Гарантии не показываются в балансе, но должны быть показаны в примечаниях к нему. В дополнение к пункту выше, должно быть подчеркнуто, что анализируя финансовые достоинства и преимущества, как собственные, так и себе подобных, банки должны уделять одинаковое внимание как балансовым, так и забалансовым статьям. Конкретно, банковские гарантии представляют важный элемент в измерении степени адекватности капиталов в соответствии с международными стандартами, вводимыми сейчас на общемировой основе. Дополнительные детали см. в Главе IX.

Прочие инструменты поддержки: письма - подтверждение намерений погасить ссуду вместо заемщика, если он окажется неплатежеспособным., письма поддержки или письма об осведомленности. Это - письма, выпускаемые третьей стороной, обычно казначеем или главным финансистом предприятия - и адресуемые в кредитующий банк. В этих письмах автор подтверждает, что предприятие осведомлено о том, что ссуда предоставляется конкретному заемщику - обычно дочерней компании предприятия - и что предприятие гарантирует погашение заемщиком обязательств по обслуживанию долга или по меньшей мере осведомлено о качестве материнской компании о заимствовании (отличия между тремя типами писем на практике не являются существенными).

Письма поддержки являются неформальными уверениями в гарантировании долга, обычно направляемыми кредитору от материнской компании, и не являются ее юридическим обязательством. Они функционируют в качестве несовершенных заменителей гарантий. Напротив, они могут рассматриваться лишь как моральные соглашения: кредитор, который принимает такое письмо в качестве решающего средства поддержки ссуды, на деле выражает свое доверие честности и финансовой компетенции отправителя письма.

Такое доверие обычно требует, чтобы материнская компания заемщика имела исключительно высокий кредитный рейтинг и чтобы были тесные и долгосрочные взаимоотношения между материнской компанией и кредитором. Использование писем поддержки выгодно для лиц, создающих их, поскольку они не отражаются в финансовых отчетах (в контрасте с гарантиями, которые обычно показывают по меньшей мере в примечаниях к финансовым отчетам). Данная практика стала особенно распространенной в США с основанием оффшорных дочерних компаний крупных американских промышленных и торговых фирм.