В то время, как различные типы схем страхования депозитов широко распространены в западном мире, они еще значительно редки в большинстве развивающихся стран. Главная причина этого - элемент риска: в банковском секторе (включая его законодательные, регулятивные и надзорные элементы), находящемся на эволюционной стадии развития, банки еще не способны поставить на солидную и широкую основу учет своего финансового состояния и прочности положения банка. Учет такого рода позволяет определить и применить на реалистической основе премии, достаточные для работы схемы депозитного страхования. Короче, фактор риска, связанный с банковской индустрией в этих странах, слишком велик в это время, чтобы позволить ввести эффективную и широкую программу страхования. Там, где такие программы (формальные или неформальные) существуют, налицо тенденция к тому, чтобы страховое покрытие относилось только к банкам, находящимся в государственной собственности, с правительственной (например, Министерства финансов) гарантией безопасности счетов вкладчиков. В странах с широким присутствием банковского сектора, тем не менее, некоторые из правительств собираются или способны принять роль универсального гаранта, особенно с позиций обычного отсутствия эффективного банковского аудита и регулятивной/надзорной системы.

Отсутствие страхования депозитов наглядно и остро увеличивает риск потерь для вкладчиков и ведет к двум следствиям: (а) большой процент личных сбережений находится вне банковской системы (например, «под матрацем», и (б) вкладчики начинают уделять необычное внимание качеству банка и его менеджмента. В то время как в развивающихся странах подавляющее большинство реальных и потенциальных вкладчиков неспособно сделать фактологические, имеющие значимость оценки в этой области (так же, как и депозиторы в развитых странах), оба следствия, названных выше, должны побуждать и побуждают банковский менеджмент к активному привлечению депозитов. Эти усилия частных банков в значительной степени затруднены в тех странах, где продолжают существовать государственные банки (например, монопольные сберегательные банки), чьи вкладчики имеют в качестве защиты государственную гарантию. В этом случае «поле игры», на котором все банки могут конкурировать за депозиты на равной основе, недостаточны, что ведет к дополнительным трудностям для банков в эффективном проведении менеджмента в области ликвидности банка.

Роль ликвидных активов. Ликвидные активы определены как активы, которые могут быть быстро превращены в денежные средства без ощутимых денежных потерь для продавца. Это определение сводит ликвидные активы преимущественно к финансовым активам, чья рыночность гарантирована и чья рыночная стоимость равно, или в значительной степени приближенна, к их балансовой стоимости. Ликвидность есть относительное, и до некоторой степени, произвольное понятие. Ее уровни варианты, и ее измерение является объектом для различных интерпретаций (см. секцию D в данной главе). Не существует единственной и неизменной категории ликвидных активов. Например, степень ликвидности активов может варьироваться в течение времени как результат изменения рыночных условий.

Тем не менее, как правило, в качестве ликвидных активов признается следующие (в порядке убывания ликвидности):

  1. денежная наличность в хранилище;
  2. счета текущие и до востребования, сальдо счетов по урегулированию расчетов с другими банками (корреспондентами);
  3. остатки на счетах в центральном банке, превышающие резервные требования (Часто общая сумма остатков средств на счетах в центральном банке включается в категорию ликвидных активов. Технически, тем не менее, это некорректно);
  4. краткосрочные и высокорыночные ценные бумаги (например, краткосрочные векселя или ноты);
  5. самоликвидирующиеся, высокого качества активы, такие как сверхкраткосрочные ссуды определенного рода и другая дебиторская задолженность.