Риск перевода - субкатегория экономического риска, определяется ликвидной позицией страны (включая степень ее доступа к конвертируемой валюте), краткосрочной способностью обслуживать по графику платежи по внешнему долгу. Более конкретно, он измеряет возможность приостановления обслуживания долга из-за проблемы ликвидности, связанной с внешней торговлей и инвестициями (например, в связи с временным прекращением поступления иностранной валюты). Риск может наступить в промышленной или развивающейся стране, он может быть также связан с фундаментальными проблемами обслуживания долга, когда ухудшается долгосрочное финансовое положение'. Наконец, проблема ликвидности может быть обусловлена мерами внутренней экономической политики с целью контроля над инфляцией, вызванной неблагоприятными движениями цен товаров, или внешними экономическими шоками. Эти события в потенциале резко сокращают приток инвалюты, которая необходима для обслуживания внешнего долга или репатриации доходов (процентов и дивидендов) иностранным инвесторам. Страны разделены на категории на основе существующих условий и ожидаемых изменений этих условий в течение следующих 12 месяцев. Образцы рейтинга риска перевода даны в Приложении 19.
Другие проблемы риска перевода. В Приложении 19, конкретно в рейтингах от TR-6 до TR-8 использованы некоторые термины, которые относятся к особым ситуациям:
- Другие проблемы рынка перевода:
- Требования обслуживания иностранного долга имеют прямое влияние на способность страны проводить независимую и эффективную монетарную политику.Страна не погашает свои внешние долговые обязательства, но предприняла позитивные действия для возобновления обслуживания долга, применяя программы экономической адаптации;
- страна погашает обязательства, но приближается этап невыполнения требований;
- страна «классифицирована» ранее, но последовавшая практика обслуживания долга показала, что эта «классификация» не подтверждается.
- Классифицированные страны попадают в три категории:Нестандартные-, когда страна:
- не выполняет обязательства по обслуживанию долга;
- не принимает программы экономической адаптации - например, предлагаемой МВФ - или не следует уже существующей и согласованной программе, икредиторы-банки не обсуждали вопрос о пересмотре сроков и вряд ли сделают это в ближайшем будущем.
- уменьшенной стоимостью. Когда страна накапливает просроченную задолженность, что показано более чем одним из следующих пунктов:
- страна не полностью выплатила проценты за 6 месяцев;
- не подчинилась программам МВФ и не ожидается подчинение им в ближайшем будущем;
- не выполнены пересмотренные сроки платежей за более чем один год;
- нет перспективы надлежащего обслуживания долга в ближайшем будущем.
Потери. Когда долг считается безвозвратным и стоимость его настолько мала, что отражение его в активах банка не оправдано (например, прямое заявление страны об отказе от погашения обязательств иностранным банкам, МВФ и другим кредиторам).
Композитные рейтинги странового риска. Банки, предоставляющие международные услуги, часто конструируют рейтинги странового риска, в которых на композитной основе объединяют их политические и экономические риски перевода, выраженные на единой количественной базе. Такой подход позволяет банку ранжировать страны в соответствии с их общей кредитоспособностью (как она ощущается менеджментом банка) и использовать это ранжирование для установления лимитов максимальных сумм возможных рисков, которые банк способен принять в любой данный момент времени. Эти страновые лимиты, также как сублимиты для ссуд (часто дальше разбиваемые по срокам и целям), по открытым валютным позициям, гарантиям и другим видам риска - все эти виды лимитов периодически пересматриваются и, когда это необходимо, изменяются. Этот процесс пересмотра обычно формализован, с участием плановых работников банка и служащих, ответственных за международные банковские операции. В дополнение, от служащих требуется осуществлять постоянный мониторинг политических и экономических условий в соответствующих странах и рекомендовать изменение лимитов сразу же, как только они сочтут их целесообразными. Пример таких композитных рейтингов приведен в Приложении 20. С тем, чтобы защитить конфиденциальность оценки банком кредитоспособности страны данные рейтинги являются средневзвешенным мнением 100 международных банков.
Резюме. Система рейтингов странового риска (возможных потерь в данной стране) - это в основном продукт отдельного банка, составленная по принципам, разработанным и одобренным менеджментом банка. Это не совершенная, объективная оценка, выводы которой верны в любое время. Напротив, это попытка разработать организованный процесс очень сложного объекта с тем, чтобы оценить сегмент общего кредитного риска банка.