Спрос на труд — это количество труда, которое работодатель желает и может купить по рыночной цене труда в данный период и при прочих равных условиях.

Спрос на труд — производный спрос, поскольку он порожден спросом на потребительские товары, необходимые обществу сейчас и в будущем. Взаимосвязь спроса на факторы производства объясняется тем, что производительность одного фактора, скажем, труда зависит от количества других применяемых с трудом факторов производства.

Любая фирма будет увеличивать затраты труда до тех пор, пока дополнительная единица нанятого труда приносит больше дохода, чем ее стоимость. Предельный продукт труда (MP) — это прирост совокупного продукта в результате использования дополнительной единицы труда. Предельный доход продукта труда (MRP) является дополнительным доходом фирмы от продажи предельного продукта труда, т.е. предельный доход от найма дополнительного рабочего можно записать в виде формулы: MRP = MP х Р,

Решение о найме дополнительного работника определяется различием между предельным доходом его продукта и предельными затратами (зарплатой — W) по найму дополнительной единицы труда (А/С).

Отсюда формируются основные правила найма дополнительного труда:

1) если MRP > W, то фирма будет нанимать дополнительных работников;

2)если MRP < W, то фирма будет не нанимать, а скорее сокращать работников;

3)  если MRP = W, то фирма максимизирует свой доход.

Спрос на труд — производный спрос и занятость обратно пропорциональна уровню заработной платы. Вместе с тем важно не просто видеть, что движение этих величин противоположно, но и знать интенсивность воздействия оной из них на другую. Для измерения реагирования одной переменной на другую служит показатель эластичности. Изменение спроса на труд (AL) в зависимости от изменения заработной платы (A W) определяет эластичность спроса на труд. Эта величина зависит от следующих факторов:

а) эластичности спроса на продукцию фирмы;

б) доли заработной платы в общих издержках на производство единицы продукции;

в) степени сложности замещения труда другими ресурсами;

г) продолжительности периода адаптации фирмы к изменениям в заработной плате.