Для того, чтобы более полно использовать управление гэпом, разработаны несколько стратегий гэпа.

Поддерживать диверсифицированный по ставкам, срокам, секторам хозяйства портфель активов. Кроме того, как можно больше кредитов и ценных бумаг, которые можно достаточно легко реализовать на рынке.

Разработать специальные планы операций для каждой категории активов и пассивов для каждого периода делового цикла, т.е. решить, что делать с разными активами и пассивами при данном уровне процентных ставок и изменении трендов движения ставок.

Не стоит связывать каждое изменение направления движения ставок с началом нового цикла процентных ставок.

Примеры стратегий на разных этапах цикла процентных ставок следующие:

  1. первый этап: низкие процентные ставки (ожидается рост ставок):
    • сократить кредиты с фиксированной ставкой;
    • увеличить сроки заемных средств;
    • сократить сроки портфеля инвестиций;
    • продать инвестиции (ценные бумаги);
    • получить долгосрочные займы;
    • закрыть кредитные линии.
  2. второй этап: растущие процентные ставки (ожидается достижение вершины в ближайшем будущем):
    • начать сокращение сроков заемных средств;
    • начать удлинять сроки инвестиций;
    • подготовиться к началу увеличения доли кредитов с фиксированной ставкой;
    • подготовиться к началу увеличения доли инвестиций в ценные бумаги;
    • рассмотреть возможность досрочного погашения задолженности с фиксированным процентом.
  3. третий этап: высокие процентные ставки (ожидается их снижение в обозримом будущем):
    • сократить срок заемных средств;
    • увеличить долю кредитов с фиксированной ставкой;
    • увеличить сроки портфеля инвестиций;
    • увеличить размер портфеля инвестиций (с фиксированной ставкой);
    • запланировать будущую продажу активов;
    • сконцентрировать внимание на новых кредитных линиях для клиентов.
  4. четвертый этап: падающие процентные ставки (ожидается достижение минимума в ближайшем будущем):
    • начать удлинять сроки заемных средств;
    • начать сокращение сроков инвестиций;
    • начать увеличение доли кредитов с переменной ставкой;
    • начать сокращение инвестиций в ценные бумаги;
    • выборочно продавать активы (с фиксированной ставкой или доходом);
    • начать планирование увеличения долгосрочной задолженности (с фиксированной ставкой).

При рассмотрении вышеприведенных стратегий важно помнить первоочередную задачу банка в любое время: увеличить чистую процентную маржу в рамках установленных политикой банка параметров риска. Тем не менее, процентные ставки и степень риска, присущая активам и обязательствам - это переменные величины, определяемые внешними силами, на которые отдельный банк не может повлиять и будущее направление которых трудно предсказать. Следовательно, управление активами и обязательствами - это непрерывный процесс, требующий привлечения наиболее подготовленных и опытных кадров ресурсов банка. Частный пример того, как банки могут измерить уровень чувствительности процентных ставок, соотнося их к гэпу активов/обязательств по разным категориям сроков погашения, разобран в Приложениях 24 и 25.

Прибыльность банка устанавливается не только чистой процентной маржой и контролем затрат, не связанных с выплатой процентов, (включая резерв на неуплату кредитов и списания), но также с получением дохода, не связанного с процентами по кредитам (вознаграждений и комиссионных, доходов от операций с инвалютами).

В значительной степени потенциал получения прибылей от этой категории операций определяется правилами правительства и центрального банка, которые определяют сферу деятельности банка (также как, конечно, ценовым конкретным окружением банка). Там, где законодательство позволяет коммерческим банкам осуществлять операции торговых и/или инвестиционных банков, объем дохода от операций, не связанных с процентами по кредитам, становится довольно значительным, и может служить элементом стабилизации дохода и риска.