При создании коммерческого банка в рыночной экономике, управление риском, и особенно кредитным риском, является одной из важнейших забот исполнительного руководства банка. Члены правления должны быть полностью осведомлены о всех аспектах риска, связанного с планируемыми действиями банка, иметь соответствующую чувствительность к ним, надлежащую способность оценивать риски. Они должны распределять временные и иные ресурсы с тем, чтобы сконструировать эффективную систему внутри банковской организации, способную идентифицировать, оценивать и управлять различными аспектами риска.

Большинство ресурсов, уделяемых риск-менеджменту, концентрируется в области кредитного риска или, что то же самое, риска невыполнения обязательств. Поскольку кредитование или предоставление ссуд, является одной из первичных, непрерывно осуществляемых операций банка, управление кредитным риском также является важнейшей, непрерывно выполняемой функцией.

Многие частные банки в республиках бывшего Советского Союза являются недавно созданными или находятся в государственной собственности, будучи в процессе приватизации или полуприватизации. Фактически во всех случаях, риск-менеджмент, также как и процедуры отчетности, не являются еще полностью развитыми. Исключительно важно, чтобы подобные процедуры и связанные сними политические руководства были ясно определены, введены возможно более рано. Данная конкретная акция возможно является наиболее критической обязанностью менеджмента, поскольку надлежащие политические руководства и процедуры являются наиболее эффективным оружием в контроле и управлении кредитным риском.

На Западе банковский менеджмент долго признавал, что реальная банковская деятельность по кредитованию должна поддерживаться изолированной от функции риск-менеджмента. Очевидно, что кредитные инспектора (которых также знают как служащих «по развитию бизнеса» или «по взаимоотношениям») должны быть знакомы с идентификацией и оценкой кредитного риска. Тем не менее, как сообщают их должностные инструкции и наименования должностей, главной обязанностью кредитных инспекторов является генерация ссуд, или развитие и поддержание отношений с клиентами по предоставлению им ссуд. Хотя достаточная степень объективности ожидается от такого служащего, его частые и многочисленные контакты с клиентом создают в тенденции затруднения в том, чтобы избежать постепенного развития как позитивных, так и негативных предубеждений.

Тем не менее, оценка и управление кредитным риском должны быть во все времена чисто объективной деятельностью, лучше исполняемой персоналом, имеющим опыт в анализе кредитного риска и исключенным из контактов с клиентом и ответственности за развитие отношений (например, бывшими кредитными инспекторами). Это разграничение между кредитованием и управлением риском должно быть ясно идентифицировано в организационной схеме банка, обычно на основе сосуществования двух отдельных и признаваемых базовыми департаментов; возглавляемыми членами высшего исполнительного органа банка (см. приложение I).

Важнейшая функция управления кредитным риском - это развитие детальных руководств кредитной политики и кредитных процедур. Эта функция, обычно централизуемая в департаменте кредитной политики, состоит прежде всего из подготовки и распространении детальных, в письменной форме руководств и инструкций. Указанные руководства охватывают кредитные полномочия и ответственность, процедуру кредитного анализа и одобрения ссуд, требования по документации, системы кредитного рейтинга и связанные с этим области. Детали, включая характер взаимоотношений между подразделениями, выдающими кредит и определяющими кредитную политику, будут дискутироваться в последующих секциях.